Интересное о мире

Интересное о мире

Все самое интересное о мире

Английское искусство XVIII века

http://gallerix.ru

http://gallerix.ru

Английское искусство XVIII века.

В то время как многие национальные школы живописи переживали расцвет, английская находилась в зависимом от чужеземных мастеров положении. Только в XVIII в. в английской живописи появляются крупные художники. В период с 1730-х гг. и до 1830 г. английская национальная школа живописи и особенно графики вносит заметный вклад в художественную культуру Европы в трех областях — портрете, карикатуре и пейзаже. В отличие от Франции, английское портретное искусство не знало резкого конфликта «парика и лысины». В английской живописи совершенно не привился приподнято-риторический язык барочного искусства. Голландские буржуазные вкусы, утвердившиеся в Англии вместе с королем Вильгельмом II, пережитки собственных пуританских традиций сообщали даже придворным портретам начала века суровость и сдержанность. В жизни Англии не было такого сословного разграничения, как на континенте.

У. Хогарт.Серия «Карьера проститутки». 1. Приезд в Лондон. 1732 г.

У. Хогарт.Серия «Карьера проститутки». 1. Приезд в Лондон. 1732 г.

Своеобразным проявлением портрета стал в Англии семейный групповой портрет: изображение людей в повседневной обстановке, объединенных чаепитием или занятиями с детьми, давало возможность художнику создавать по сути жанровые картины современности. Интерес к индивидуальному характеру, выступающему из привычных рамок, показателен для таких авторов, как Стерн и Филдинг. Подобный интерес к отдельному человеку сказался и в портретной живописи.
Родоначальником нового английского искусства был Уильям Хогарт, первый художник-профессионал, считавший, что искусство может и должно улучшать общественные нравы.
Уильям Хогарт (1697-1764) родился в бедной семье типографского корректора в Лондоне, мальчиком учился у ювелира и гравера по металлу. В 1724 г. начал заниматься в художественной школе тогдашней знаменитости Джеймса Торнхилла. Помогая своему учителю в росписях богатых особняков, Хогарт совершенствуется в искусстве гравера. С конца 20-х гг. начинается этап самостоятельного творчества. В это время Хогарт создал множество гравюр. Уже в 1721 г. он выпустил гравюру «Пузыри южного моря», выполненную резцом и офортом. Сначала Хогарт писал картину маслом, затем сам воспроизводил ее в гравюре.

Т. Роуландсон Немного больше. 1791 г.

Т. Роуландсон Немного больше. 1791 г.

Английский парк продолговатый, неправильной формы участок, главные элементы которогорека, извилистое озеро или пруд, зеленые луга на всхолмленной почве и тенистые купы деревьев и кустарников.

В глубине островов как бы случайно располагают ся беседки, павильоны, храмы, руины.
Идея Просвещения о разумном устройстве общества и о необходимости борьбы с препятствиями на пути общественного прогресса не обошла вниманием и работы мастера на нравоучительные темы. В 1732 г. вышла в свет «Карьера проститутки», сразу получившая известность, затем цикл из 8 листов «Карьера мота». Через 10 лет Хогарт создает свой самый известный цикл «Модный брак», состоящий из 6 картин. Один из последних циклов — «Парламентские выборы» составлен из 4 картин, отличающихся сатирической остротой и смелой живописью. Каждый цикл представлял развернутое повествование, отдельная картина была самостоятельным эпизодом. Так, в первой картине «Модного брака» показана сделка, в которую выливалось зачастую заключение брака. Затем показывались эпизоды жизни молодых людей, их моральное падение и следующая за этим расплата. Гравюры Хогарта пользовались таким спросом, что попадали в самые отдаленные уголки не только Англии, но и континентальной Европы.

Пунктирная манера как самостоятельная техника появилась в Англии во 2-й пол. XVIII в. Рисунок, состоящий из комбинации сгущенных или разреженных точек, наносится на покрытую лаком доску специальными иглами, после чего протравливается. Гравюра пунктирной манерой дает до 500 оттисков.

У. Хогарт. Бракосочетание С. Бекингема и М. Кокс. Ок. 1729 г.

У. Хогарт. Бракосочетание С. Бекингема и М. Кокс. Ок. 1729 г.

У. Хогарт. Серия «Модный брак». 2. Утро в доме молодых.

У. Хогарт. Серия «Модный брак». 2. Утро в доме молодых.

У. Хогарт. Продавщица креветок. 1760-е гг.

У. Хогарт. Продавщица креветок. 1760-е гг.

Художник предельно упрощал использование возможностей техники резца и офорта. Как правило, он проводил жесткие и длинные линии, чаще всего перекрещивающиеся под прямым углом.
Хогарт строит композицию соответственно общей драматургической концепции. Каждая из его картин трактуется художником как сцена, открытая для зрителя. Основные герои располагаются на переднем плане, глубина пространства ограничена, действие развернуто параллельно плоскости картины. Хогарт сдвигает композиционный центр относительно центральной оси, что соответствовует открытой им «линии красоты» (трактат «Анализ красоты», 1753 г.). В своих картинах Хогарт стремится к обличению социальных порядков в Англии. Так, в «Марше в Финчли» художник показывает, как через окраину Лондона проходят полки, направляясь к месту сбора, чтобы выступить против высадившихся в Англии сторонников свергнутых Стюартов. При этом художник подчеркивает сумятицу и неразбериху среди солдат, общую дезорганизованность. Он пишет так называемые «разговорные картины», в которых персонажи связаны общим сюжетом.

В 1757 г. Хогарт стал придворным живописцем.
Портреты Хогарта составляют важную часть его творческого наследия, среди лучших — «Продавщица креветок», созданная в начале 60-х гт.
Прогрессивная мысль XVIII в. отвергала прежний сословный идеал как внутренне лживый. В портрете, как и в буржуазной драме и романе, происходит жанризация. Художники все больше обращаются к погрудным изображениям на гладком нейтральном фоне, где человек является в своем естественном виде, в скромном обличье. При этом художники не могли еще полностью выйти за рамки родового собирательного образа, противопоставляя аристократическому идеалу представление человека третьего сословия, носителя новой морали.

Дж. Рейнолдс. Портрет адмирала сэра Эдварда Хьюджеса

Дж. Рейнолдс. Портрет адмирала сэра Эдварда Хьюджеса

Дж. Рейнолдс. Портрет графини Харрингтон. 1778 г.

Дж. Рейнолдс. Портрет графини Харрингтон. 1778 г.

Дж.-Р. Смит. Леди Каролина Монтегю. С оригинала Дж. Рейнолдса. 1777 г.

Дж.-Р. Смит. Леди Каролина Монтегю. С оригинала Дж. Рейнолдса. 1777 г.

Джошуа Рейнолдс (1723-1792), сын пастора, прошедший солидную выучку в Англии и проходивший стажировку в Италии, был одним из самых образованных людей своего времени. Он принимал активное участие в политической жизни, был первым президентом Британской академии художеств, видным политическим деятелем, хозяином мод аристократического салона. Рейнолдс внес в традиционный штрих портрета психологическую характеристику личности. Используя аллегорическую форму, художник создает вполне реалистические поргреты, подчеркивая личностные качества, богатство духовного мира портретируемых. Рейнолдс стремился реформировать аристократическую традицию барочного портрета на основе буржуазных идей, сочетая экспрессию с декоративностью.

Т. Гейнсборо. Портрет дамы в голубом (герцогиня де Бофор). Конец 1770-х гг.

Т. Гейнсборо. Портрет дамы в голубом (герцогиня де Бофор). Конец 1770-х гг.

Т. Гейнсборо. Мальчик в голубом. Ок. 1778 г.

Т. Гейнсборо. Мальчик в голубом. Ок. 1778 г.

Полной противоложностью образованному и склонному к публичности Рейнолдсу был Томас Гейнсборо (1727-1788). Сын текстильного фабриканта, не склонный к интеллектуальным занятиям, не любивший городскую жизнь, консервативно настроенный, он работал главным образом в атмосфере провинции. Искусство Гейнсборо эмоционально, лирично. Гейнсборо особо удавались женские портреты. У него встречается своеобычный вид портрета, ограничивающий изображение туманным образом в зеркале. Очень часты у художника парные портреты, где изображенные подчинены общему настроению. Природа у Гейнсборо всегда погружена в мерцающий розовато-лиловыми и фиолетовыми тонами туман, она наделена чувствами самого художника, меланхоличного и печального. Гейнсборо передает не облик природы, а настроения от ее лицезрения, создавая лирический пейзаж. Самая знаменитая картина Гейнсборо — «Мальчик в голубом».