Интересное о мире

Интересное о мире

Все самое интересное о мире

Государственный русский музей

Здание Государственного Русского музея. Архитектор К. Росси. 1819—1825 гг.

Здание Государственного Русского музея. Архитектор К. Росси. 1819—1825 гг.

Государственный русский музей

В конце 1919 года Нерадовским был подан проект «нового устройства художественного отдела», согласно которому в основу размещения коллекций была положена группировка их в исторической последовательности по эпохам. В этих группах, в свою очередь, «художественные произведения размещались по авторам таким образом, чтобы каждую картину и всякий выставленный предмет можно было смотреть отдельно, но чтобы он находился в гармонии с соседними картинами».
Новая экспозиция открылась в декабре 1922 года. Впервые в ее основу лег принцип преемственности развития отечественного реалистического искусства. Уже тогда музейные работники нашли экспозиционное решение большого художественного музея, которое в значительной мере сохраняется и поныне.

В. Суриков. Взятие снежного городка. Масло. Фрагмент. 1891.

В. Суриков. Взятие снежного городка. Масло. Фрагмент. 1891.

В те же годы развернулась широкая собирательская деятельность. И если в пополнении фондов живописными полотнами ведущую роль играл Нерадовский, то скульптурный отдел, по существу, своими руками «собирал» Григорий Макарович Преснов (1890—1973) — историк и знаток искусства, отдавший этому делу более 45 лет. В основном благодаря его стараниям Русский музей стал обладателем крупнейшего в нашей стране собрания произведений скульптуры…
Так были спасены «Анна Иоанновна с арапчонком» работы К. Растрелли и «Памятник Александру III» П. Трубецкого. На вражеских картах Русский музей значился как военный объект. В его окнах и световых фонарях не осталось стекол, в стенах появились трещины и пробоины, зимой в залах лежал снег…
Более всего во время блокады пострадал выставочный корпус, расположенный на канале Грибоедова. Его восстановление в основном завершилось только к концу 1950-х годов.

И. Репин. Бурлаки на Волге. Масло. 1870—1873.

И. Репин. Бурлаки на Волге. Масло. 1870—1873.

Реконструкция музея велась в соответствии с планом полной и коренной перестройки экспозиции. В 1958 году был построен переход между «флигелем России» и выставочным корпусом, соединивший разобщенные ранее здания. Так была создана непрерывная экспозиция дореволюционной живописи, которая открылась в 1959 году.
Несколько лет спустя открылась редкостная по своей полноте экспозиция русского народного искусства. Постоянные экспедиции добавили к фондам древнерусской живописи более 500 икон. Пополнились все разделы собрания. В музей стали поступать с республиканских и всесоюзных выставок произведения советских художников.

К. Юон. Подмосковная молодежь. Масло. 1926.

К. Юон. Подмосковная молодежь. Масло. 1926.

С устройством специальных залов для временных экспозиций музей расширил выставочную деятельность и устраивает до 18 выставок в год. За пятилетие их было открыто около 80. Музей участвует и в выставках за рубежом, чем способствует осуществлению большой государственной программы расширения культурных связей между различными странами.
Но не только собирательством и выставками славен Русский музей. В последние годы он по праву стоит во главе всей музейной работы, проводимой в РСФСР, оказывает помощь художественным учреждениям и галереям республики. По существу, он давно уже «перерос» свои стены и перестал быть музеем в традиционном его понимании. Сегодня это крупнейший в Советском Союзе научно- исследовательский и методический центр пропаганды искусства, музееведения и реставрации.

К. Брюллов. Последний день Помпеи. Масло. 1830—1833.

К. Брюллов. Последний день Помпеи. Масло. 1830—1833.

В дореволюционное время в нем почти не велось экскурсионной и лекционной работы. Художественный отдел состоял из двух хранителей, которые, естественно, не могли обслуживать посетителей. После революции, в 1918 году, стало необходимым приблизить искусство к новому зрителю. Тогда в музее были организованы курсы, в дальнейшем научные сотрудники уже не только проводили экскурсии, но и выступали с беседами в коллективах ленинградских заводов. В годы Отечественной войны они не прекращали своей работы. В госпиталях и воинских частях, на кораблях и в резервных батальонах читались лекции о шедеврах Русского музея, героическом прошлом народа, творчестве знаменитых художников.
В различных районах Белоруссии, Украины, Ленинградской, Псковской, Новгородской областей, в Сыктывкаре, Орле, Алма-Ате, Таллине, Новокузнецке, Кемерове и Кузбассе, на трассе БАМа и на Камчатке можно увидеть выставки Русского музея и его сотрудников, которые увлеченно рассказывают о хранящихся в нем величайших сокровищах.

В. Серов. Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту. Темпера. 1900.

В. Серов. Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту. Темпера. 1900.

Этот исключительно сложный музейный комплекс имеет неограниченные возможности развития. Уже сейчас намечается строительство нового корпуса, примыкающего к Музею этнографии народов СССР со стороны Михайловского сада. Русский музей получит новую площадь для своих коллекций. Она расширится также за счет бывшего Строгановского дворца, переданного музею. После реставрационных работ в нем будут размещены экспозиции русского декоративно-прикладного искусства. В недалеком будущем Михайловский сад предполагается превратить в музей скульптуры на открытом воздухе. Когда воплотятся в жизнь эти замыслы, музей займет огромную территорию от канала Грибоедова до Садовой улицы и станет всеобъемлющим хранилищем, в котором все виды творчества получат самостоятельные экспозиции.

3. Серебрякова. Крестьяне. Обед. Масло. 1914.

3. Серебрякова. Крестьяне. Обед. Масло. 1914.

А. Мыльников. За завтраком. Масло. 1958.

А. Мыльников. За завтраком. Масло. 1958.

В. Иванов. На покосе. В шалаше. Масло. 1961.

В. Иванов. На покосе. В шалаше. Масло. 1961.

Г. Коржев. Поднимающий знамя. Центральная часть триптиха «Коммунисты». Масло. 1958—1960.

Г. Коржев. Поднимающий знамя. Центральная часть триптиха «Коммунисты». Масло. 1958—1960.

Ф. Малявин. Портрет художника К. А. Сомова. Масло. 1895.

Ф. Малявин. Портрет художника К. А. Сомова. Масло. 1895.