Интересное о мире

Интересное о мире

Все самое интересное о мире

Индейцы и конкистадоры

Индейцы и конкистадоры

Индейцы и конкистадоры
Центральные районы Мексики явились колыбелью нескольких сменявших друг друга цивилизаций. Ацтеки, незадолго до прихода испанцев объединившие страну под своей властью, унаследовали многие достижения предшественников. Технологический уровень мексиканской цивилизации часто сравнивают с бронзовым веком Старого Света, а саму империи ацтеков — с Древним Египтом или Шумером, что не совсем правильно. Хотя искусство выплавки и обработки металлов (меди, серебра, золота, олова, свинца и даже бронзы) ацтекам уже было известно, вооружение их войска оставалось «неолитическим» Ни одна из цивилизаций нового света не изобрела колеса, и диких лошадей,когда-то водившихся на американских равнинах, которых еще в доисторические времена истребили охотники.. Поэтому у индейцев не было ни конницы, ни боевых колесниц, составлявших главную ударную силу армии Старого Света в эпоху бронзы.

Обсидиановые ножи для жертвоприношений, украшенные перламутром и гематитом. Теночтитлан. 1325-1521 гг. Мексика. Естественный музей.

Обсидиановые ножи для жертвоприношений, украшенные перламутром и гематитом. Теночтитлан. 1325-1521 гг. Мексика. Естественный музей.

Вооружение ацтекского воина можно назвать примитивным. Индейцы достигли заметных успехов в изготовлении острейших ножей из вулканического стекла — обсидиана. На языке науа, на котором говорили и ацтеки, обсидиан назывался «ицгли», это же слово обозначало нож. Сохранились великолепные ритуальные ножи ацтеков, красотой и изяществом не уступающие троянским каменным топорикам. Обоюдоострое обсидиановое лезвие плотно вставлялось в рукоятку из кости или камня, для прочности соединение иногда обматывали верёвкой из волокон агавы. На рукоятке обычно вырезали фигуру воина в ритуальном костюме. Голова воина, приподнятая над поверхностью рукоятки, не позволяла ножу выскользнуть из руки, а его поза и положение лезвия между ног указывали на сакральный характер оружия. Многие из этих чудесных произведений искусства предназначались для совершения человеческих жертвоприношений: ими рассекали грудную клетку, чтобы извлечь сердце.

Document_20 modified

Пользовались ножами и на войне. Э. Кортес сообщал, что, напав на его отряд, индейцы «метали во всадников ножи», а когда им удавалось достаточно сблизиться с испанцами, вступали с ними «в рукопашную на ножах».

Для борьбы с кавалерией инки применяли довольно грозное оружие — боло или болас. Три камня зашивали в кожаные чехлы и связывали длинными верёвками из жил ламы. Брошенное в ноги коню, боло наматывалось на них, лошадь спотыкалась, а всадник падал на землю. Это приспособление было настолько эффективно, что впоследствии испанцы переняли его у индейцев и с успехом использовали (наряду с лассо) для управления табунами и отлова мустангов.

Кодекс Борджа Мексика. XIII в. Библиотека Ватикана

Кодекс Борджа Мексика. XIII в. Библиотека Ватикана

Но самым грозным оружием ацтекских воинов считался так называемый меч. С настоящими мечами он имел мало общего и представлял собой дубовую палку длиной около метра или чуть больше. В палке делались два продольных жёлоба, куда вставлялись острые осколки обсидиана, закреплённые клеем из помёта черепахи. Таким образом получались лезвия, которые оставляли довольно глубокие царапины и порезы, но отрубить врагу руку или голову, разумеется, было невозможно. Колющие удары такой конструкцией меча тоже не предусматривались. Чаще всего ацтекский воин пользовался мечом как дубинкой, нанося удары плашмя.
Конкистадоры, однако, довольно уважительно отзывались о боевых качествах мексиканских мечей. «А мечи у них из кремня, — рассказывал Берналь Диас дель Кастильо, солдат Кортеса, — режут лучше, чем наваха, к тому же их не сломать и не погнуть, и длиною они, как наши двуручные мечи». Индейцы, видимо, неплохо фехтовали: «А мечами своими они просто чудеса делали», — писал тот же Диас. Но противостоять испанским стальным мечам платам было сложно. Недаром в битве с воинами провинции Тласкала ни один испанец не погиб от удара меча-дубинки, несмотря на, как минимум, десятикратный численный перевес туземцев (примерно 3000 против 300 конкистадоров). К тому же даже такими несовершенными мечами владели только самые знатные воины. Вооружение же основной массы ацтекского войска составляли дубинки.

Ритуальный нож с мозаичной рукояткой в виде воина Орла. Искусство изготовлять каменные ножи ицтли высоко ценилось среди ацтеков. Хороших мастеров было немного, и они пользовались почётом.

Ритуальный нож с мозаичной рукояткой в виде воина Орла.
Искусство изготовлять каменные ножи ицтли высоко ценилось среди ацтеков. Хороших мастеров было немного, и они пользовались почётом.

Луки были хорошо известны в доколумбовой Америке. Наконечники стрел изготовлялись из обсидиана и отличались большим разнообразием: короткие и длинные, широкие и узкие, простые и зазубренные. Племена, вступившие в союз с Кортесом, быстро научились отливать из меди превосходные наконечники для стрел.
Разумеется, наконечники из стекла, пусть даже вулканического, не пробивали мощные стальные доспехи конкистадоров. Тем не менее мобильные отряды легковооружённых лучников могли бы оказать серьёзное сопротивление испанским солдатам, стреляя по открытым частям тела, а главное, по лошадям. Однако этому помешало одно странное обстоятельство. «Цивилизованные» центрально-американские народы не уважали луки, видя в них «дикарское» оружие. Луки ассоциировались с «чичимеками» — презренными и отсталыми охотничьими племенами, не знавшими земледелия. Пользоваться этим оружием гордые ацтекские воины считали ниже своего достоинства.

Ацтекские воины, вооружённые мечами сражаются с испанцами. Литография. 1892 г.

Ацтекские воины, вооружённые мечами сражаются с испанцами. Литография. 1892 г.

Впрочем, в ходу было другое метательное оружие — пращи и копьеметалки. Пращи, сплетённые из волокон магуэя, позволяли метать на значительное расстояние камни размером с куриное яйцо. Этим оружием владели практически все воины — и знатные, и рядовые. Готовясь к обороне столицы государства ацтеков Теночтитлана, на плоских крышах домов воины запасали большое количество камней. Дом, в котором укрылся отряд вооружённых пращами ацтеков, превращался в неприступную крепость. Даже испанцам взять такой бастион было нелегко, поэтому его просто поджигали. Во время боёв за Теночтитлан конкистадоры таким I образом уничтожили большую часть города.
Камнем, выпущенным из пращи, по всей видимости, был убит и император Монтесума, пленённый Эрнаном Кортесом. Когда возмущённые бесчинствами пришельцев ацтеки взбунтовались, осаждённые испанцы вывели на стену пленного императора, чтобы он приказал своим людям разойтись, но в ответ полетели камни…
Коньеметалка атлатль — простейшее устройство, увеличивающее дальность полёта дротика примерно в полтора раза. Некоторые копьеметалки были весьма изящны и богато украшены, но в техническом отношении они представляли собой простую палку с упором для дротика, служившую своеобразным «удлинением» руки бросающего.
Длинные (до 2 м) копья с расширенными «алебардоподобными» наконечниками являлись оружием знати. Как дротики, так и копья имели обсидиановые наконечники. но, несмотря на поразительную остроту (по уверениям испанцев, «ими можно было бриться»), не могли, естественно, пробить испанские латы.

Индейские воины. Гравюра. XVI в. Коренные жители Америки были превосходными лучниками. Луки изготовлялись из различных пород дерева и имели длину до полутора метров.

Индейские воины. Гравюра. XVI в.
Коренные жители Америки были превосходными лучниками. Луки изготовлялись из различных пород дерева и имели длину до полутора метров.

В целом одежда и снаряжение ацтекского воина служили прежде всего для демонстрации его общественного положения и личных заслуг, а не для защиты от вражеского оружия. Огромное значение придавалось разнообразным украшениям из цветных перьев: чем выше ранг воина, тем они были ярче, обильнее и изощрённее. В битвах с другими индейцами это, очевидно, производило сильный психологический эффект, испанцы же при виде разукрашенных, как павлины, бойцов только усмехались.
Защитное вооружение ацтекского воина состояло в основном из небольшого круглого щита, изготовленного из тростника или дерева и усиленного кожей. Он предохранял от удара дубинки, но не спасал от пуль, стальных мечей и копий. Привилегией самых высокопоставленных воинов были стёганые рубахи — ом. Они надёжно защищали от стрел, выпущенных из индейских луков (но не из испанских арбалетов!), так что некоторые испанцы даже предпочитали такие рубахи своим тяжёлым кольчугам.
В целом вооружение ацтеков значительно уступало испанскому, хотя и не настолько, чтобы считать всякое сопротивление бесполезным.

Копьеметалка атлатль позволяла ацтекам метать дротики с oогромной силой. Но позолоченный атлатль скорее всего, являлся не боевым а церемониальным оружием.

Копьеметалка атлатль позволяла ацтекам метать дротики с oогромной силой. Но позолоченный атлатль скорее всего, являлся не боевым а церемониальным оружием.

Даже самый отважный п опытный солдат не смог бы противостоять нескольким десяткам ацтекских воинов, снаряжённых по последнему слову неолитической науки и техники, напади они на него одновременно с разных сторон. Испанские аркебузы после каждого выстрела приходилось долго перезаряжать (не говоря уже о пушках). Так что исход сражения всё равно определяли рукопашные схватки.

Галло Галлина. Эрнан Кортес и Монтесума. XIX век

Галло Галлина. Эрнан Кортес и Монтесума. XIX век

Огромное преимущество испанцам давали лошади. Всадник в латах длинным копьём поражал индейцев, не подпуская к себе на расстояние удара обсидианового меча, ножа или дубинки. Однако у Кортеса было всего-навсего 15 лошадей, причём две из них пали в первом же крупном сражении. После этого он счёл необходимым обсудить со своими солдатами тактику боя.
Кортес указал, что главная опасность состоит в том, что индейцы, ухватившись за копьё, могут вырвать его из рук всадника (по-видимому, именно таким способом они одолели двух кавалеристов). Этого необходимо избегать любой ценой. Если всё же кому-то из индейцев удастся вцепиться в копьё, всадник должен всеми силами стараться освободить своё оружие, быстро направляя коня то вперёд, то назад, сбив противника с ног и волоча его по земле.
Что же помешало индейцам эффектов но использован, свой главный козырь — тысячекратный численный перевес?
Ведь в империи ацтеков воинская доблесть ценилась очень высоко и всё государственное устройство было направлено на то, чтобы сделать армию непобедимой.

Воины Орла в шлемах с птичьими перьями и воины Ягуара, облачённые в шкуры, сражаются с испанскими солдатами. Литография с рисунков ацтеков.

Воины Орла в шлемах с птичьими перьями и воины Ягуара, облачённые в шкуры, сражаются с испанскими солдатами. Литография с рисунков ацтеков.

Но, парадоксальным образом, именно законы ацтекского общества, предназначенные для поднятия воинского духа и личного мужества, привели к обратному результату, лишив индейцев возможности одержать победу над завоевателями.
Воин-ацтек не боялся ни боли, ни смерти. Его с детства приучали к мысли, что смерть в бою или на жертвенном камне — высшая честь и счастье, и только такая смерть открывает прямой путь к посмертному блаженству. Подарком судьбы почиталось видеть славную смерть своих родных. «Я счастлив, ибо мне довелось увидеть кончину многих моих близких» — в этих словах ацтекского поэта нет ни капли иронии. Очевидно, воспитанный таким образом воин на поле боя не дрожал от страха за свою жизнь. Естественное желание защитить себя и своих родных от гибели оказалось насильственно исключённым из числа двигавших им побуждений.
В сражении главной целью ацтека являлся захват пленников. Убить врага не считалось заслугой: от мёртвых обществу никакой пользы! Совсем другое дело, если противника удавалось взять живым и, желательно, невредимым. Тогда после долгих и сложных ритуалов его приносили в жертву богам, что было главным условием поддержания установленного миропорядка. По разным подсчётам, ацтекской империи требовалось от 20 до 40 тыс. человеческих жертвоприношений в год, а в особых случаях это число многократно возрастало.

«По воспоминаниям одного из солдат Кортеса, „среди воинов, разрисованных бело-жёлтыми полосами, выделялись вожди. Золотые или серебряные шлемы и оружие, развевающиеся пёстрые султаны, но прежде всего переливающиеся всеми цветами радуги плащи из перьев - всё это варварское великолепие делало их похожими на надменных экзотических птиц. Над армией колыхался лес пик, а также регалии отдельных отрядов - изображения зверей. Впереди стоял индеец огромного роста и держал на древке эмблему государства тласкаланцев - золотого орла, усыпанного жемчугом и сапфирами"». 3. Косидовский. «Когда Солнце было богом» Ритуальный нож ацтеков. 1500 г. Мехико. Национальный музей антропологии.

«По воспоминаниям одного из солдат Кортеса, „среди воинов, разрисованных бело-жёлтыми полосами, выделялись вожди. Золотые или серебряные шлемы и оружие, развевающиеся пёстрые султаны, но прежде всего переливающиеся всеми цветами радуги плащи из перьев — всё это варварское великолепие делало их похожими на надменных экзотических птиц. Над армией колыхался лес пик, а также регалии отдельных отрядов — изображения зверей. Впереди стоял индеец огромного роста и держал на древке эмблему государства тласкаланцев — золотого орла, усыпанного жемчугом и сапфирами»».
3. Косидовский. «Когда Солнце было богом» Ритуальный нож ацтеков. 1500 г. Мехико. Национальный музей антропологии.

Пленники были жизненно необходимы для существования ацтекского государства. Поэтому общественный статус воина, его ранг и привилегии напрямую зависели от числа захваченных в полон. С каждым новым подвигом наряд и украшения воина становились всё роскошнее: четвёртый пленник переводил героя в разряд ветеранов, что давало ему целый ряд привилегий (таких, как право вступить в элитные подразделения воинов Орла и воинов Ягуара; право заводить наложниц и участвовать в торжественных людоедских пиршествах, проводившихся в особых церемониальных залах столичных дворцов).

Обряд, напоминавший римские бои гладиаторов, описывает 3. Косидовский в книге «Когда Солнце было богом»: «Пленника привязывали длинной верёвкой к тяжёлому камню и давали ему в руки щит и палицу настолько миниатюрных размеров, что *оудно было ими что-либо сделать. На бой с ним выходил нормально вооружённый ацтек. Привязанный и почти безоружный пленник не имел никаких шансов выйти из боя победителем, но если ему всё-таки удавалось одолеть одного за другим шестерых противников, а сам он не получал ни единой царапины, то ему дарили свободу.

Такой необыкновенный случай произошёл с одним из тласкаланских королей, славившимся своей нечеловеческой силой и всё же попавшим к ацтекам в плен. Победив по очереди шестерых противников, он получил право на свободу, однако предпочёл умереть, так как, согласно индейским верованиям, воины, побеждённые в таком поединке, попадали в особый рай».

Оборона столицы ацтеков Теночтитлана. Иллюстрация из книги «История мексиканских индейцев».

Оборона столицы ацтеков Теночтитлана. Иллюстрация из книги «История мексиканских индейцев».

Испанцы, конечно, поняли, что в бою противники стремятся не убивать, а только захватывать в плен; что они редко пользуются острыми лезвиями своих мечей, а норовят ударить ими плашмя, как дубиной, чтобы оглушить не поранив. Но конкистадоры не заметили другого, гораздо более существенного дефекта ацтекской тактики: брать пленника ацтекский воин должен был только в одиночку! Это нелепое правило являлось прямым следствием иерархической организации общества, основанного на личных заслугах и на числе взятых пленников. Если противник сдался нескольким воинам, кому засчитать победу? Поэтому помощь товарищу в бою расценивалась как попытка украсть чужую заслугу, а значит — вопиющее нарушение дисциплины, подлежащее жестокому наказанию. Из данного правила было два исключения: своего первого пленника молодые воины брали сообща, вчетвером, а элитные войска, состоявшие из ветеранов, воевали не поодиночке, а парами.

Золотой церемониальный нож туми. Культура Чиму. VIII в. Лима. Музей золота Перу и мирового оружия. В искусстве обработки металлов андская цивилизация заметно опередила центрально-американскую. В отличие от ацтеков у инков было в ходу металлическое оружие: палицы с бронзовым навершием в форме шестиконечной звезды (иногда один из лучей заостряли наподобие топорика); кистени с металлическим покрытым шипами грузом. Имелись у инков и металлические ножи туми, использовавшиеся, однако, только для жертвоприношений, - ими перерезали горло жертвенным животным и, в исключительных случаях людям. Туми с лезвием в форме полумесяца отдалённо напоминает русский нож для рубки капусты.

Золотой церемониальный нож туми. Культура Чиму. VIII в. Лима. Музей золота Перу и мирового оружия. В искусстве обработки металлов андская цивилизация заметно опередила центрально-американскую. В отличие от ацтеков у инков было в ходу металлическое оружие: палицы с бронзовым навершием в форме шестиконечной звезды (иногда один из лучей заостряли наподобие топорика); кистени с металлическим покрытым шипами грузом. Имелись у инков и металлические ножи туми, использовавшиеся, однако, только для жертвоприношений, — ими перерезали горло жертвенным животным и, в исключительных случаях людям. Туми с лезвием в форме полумесяца отдалённо напоминает русский нож для рубки капусты.

Боевое построение ацтеков определялось не стратегическими задачами, а личными интересами воинов и сложившейся иерархией. Самые высокопоставленные (они же самые опытные, взявшие больше всех пленников), имевшие к тому же наилучшее вооружение, становились впереди всех, оттесняя новичков назад. Ведь воины ацтеков, а тем более ветераны, не боялись смерти и по «праву сильного» занимали в строю место, дававшее преимущества при очередном захвате пленников. Неэффективность, вернее, абсурдность такого построения (напоминавшего строй римского легиона «с точностью до наоборот») очевидна.

Ацтеки верили, что если Уитцилопочтли не будет досыта напоён человеческой кровью, он не сможет победить силы хаоса - Луну и звёзды, и утром Солнце не взойдёт; если Тлалока не умилостивить многочисленными жертвами, дождь не пойдёт, и засуха уничтожит все посевы. В зависимости от того, какому богу приносили жертву, характер ритуала менялся. Например, чтобы задобрить бога неба, войны и охоты Кецалькоатля, у жертвы вырывали сердце.

Ацтеки верили, что если Уитцилопочтли не будет досыта напоён человеческой кровью, он не сможет победить силы хаоса — Луну и звёзды, и утром Солнце не взойдёт; если Тлалока не умилостивить многочисленными жертвами, дождь не пойдёт, и засуха уничтожит все посевы. В зависимости от того, какому богу приносили жертву, характер ритуала менялся. Например, чтобы задобрить бога неба, войны и охоты Кецалькоатля, у жертвы вырывали сердце.

Ещё одним важным фактором, снижавшим боеспособность индейских армий, был фатализм. Любое поражение или неудачу ацтеки (как и другие центральноамериканские народы) приписывали слабости своих богов по сравнению с богами завоевателей. Оказывать сопротивление явно превосходящему противнику, «стоять насмерть» считалось глупым и совершенно бессмысленным. В «войне миров» всё это лишило коренных жителей Южной Америки всякой надежды отстоять свою независимость.

Единственный народ Южной Америки, сумевший противостоять конкистадорам и защитить свою свободу, не имел ни металлического оружия, ни хитроумных мечей из дуба и вулканического стекла, ни развитой государственной системы. Отважные дикие горцы — арауканы- более трёх столетий успешно сдерживали агрессию инков, а потом и испанцев. В конце концов последние были вынуждены признать независимость храброго племени. Однако несколько позже арауканы всё же лишились свободы, но победило их не оружие испанцев, а мирная торговля с ними, принёсшая в суровую горную страну «огненную воду».

Человеский череп с глазами из гематита и перламутра жрецы одевали как маску, а кремневые ножи использовали для человеческих жертвоприношений. Мексика. Естественный музей.

Человеский череп с глазами из гематита и перламутра жрецы одевали как маску, а кремневые ножи использовали для человеческих жертвоприношений. Мексика. Естественный музей.