Интересное о мире

Интересное о мире

Все самое интересное о мире

Лувр

Лувр - Париж - Франция

Лувр собрание королей
Как и многие другие крупнейшие кого собрания. Долгое время
Лувр — королевский замок, затем дворец — жили Понадобилось несколько веков, прежде чем они соединились и составили нечто цельное, превратившееся в музей.

Лувр. Главный Архитектор Клод Перро. 1667-1673 гг

Лувр. Главный Архитектор Клод Перро. 1667-1673 гг

Ядро собрания возникло на рубеже XV—XVI вв., когда Франция вступала в эпоху Возрождения. Походы в Италию, предпринятые в то время Карлом VIII и Людовиком XII, наводнили королевские замки трофеями — великолепными предметами роскоши и произведениями искусства. Рафинированная культура Апеннинского полуострова произвела сильное впечатление на французскую аристократию и быстро вошла в моду. Интеллектуалы упивались произведениями итальянских мыслителей и поэтов, вельможи одевались по-итальянски, владетельные особы строили замки и разбивали сады в итальянском стиле.

Вид Лувра со тороны реки Сены. Гравюра. XIX в.

Вид Лувра со тороны реки Сены. Гравюра. XIX в.

Пылким поклонником итальянской культу ры был Франциск I (1515—1547 гг.). Он приглашал на работу7 итальянских зодчих, скульпторов и живописцев.

Леонардо да Винчи. Святая Анна с Марией и Младенцем Христом. Лувр. 1500г.

Леонардо да Винчи. Святая Анна с Марией и Младенцем Христом. Лувр. 1500г.

В 1517г. Франциск I вызвал к себе Леонардо да Винчи, предложив ему титул «первого королевского художника, инженера и архитектора». В действительности единственной профессиональной обязанностью престарелого мастера (Леонардо было уже за шестьдесят — по меркам того времени глубокая старость) стало устройство пышных, «в итальянском вкусе», праздников при дворе его нового покровителя. Титан Возрождения жил в усадьбе Клу неподалёку от любимой резиденции Франциска, замка Амбуаз, на правах почётного гостя, и монарх высоко ценил его как блестящего собеседника. Через два года Леонардо умер в Клу, как уверяли, на руках самого Франциска. Во Францию да Винчи привёз свои последние живописные работы, в том числе «Святую Анну с Марией и Младенцем Христом» и некий женский портрет. Считается, что это была «Мона Лиза». С той поры наследство Леонардо осталось в королевском собрании Франции.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда). Лувр. 1506 г.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда). Лувр. 1506 г.

Загадки «Моны Лизы»
Главный из шедевров Лувра несомненно «Джоконда» Леонардо да Винчи, известная также как «Мона Лиза». Это полотно миллионы раз копировалось, пародировалось, изображалось в виде карикатур, воспроизводилось на конфетных коробках, брошках, майках и сумках, на тюбиках с кремом… В честь «Моны Лизы» проводятся ежегодные конкурсы двойников. Картину похищали из Лувра, и два года она провела вне стен музея. Её с невероятной помпой вывозили «на гастроли», и в 1974 г. она посетила Москву, причём у ворот Музея «изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, где экспонировалось полотно, стояли километровые очереди, а потом широко демонстрировался документальный фильм «Свидание с «Моной Лизой»». О ней писали сенсационные романы. И при таком нескончаемом ажиотаже картина умудрилась не утратить свежести и силы воздействия!
Это не только бесспорный шедевр мастера, самая дорогая и самая знаменитая его работа, но и, пожалуй самое загадочное из всех произведений мировой живописи. Необъяснимое очарование некрасивой в общем-то женщины, скрытая жизнь, которая протекает в недрах полотна, заставляя изображённое лицо непрерывно меняться, — всё здесь исполнено тайны. Искусствоведы объясняют изменение впечатления от картины заметной асимметрией губ и глаз модели, умело просчитанным художником эффектом зрительного восприятия. Неясен и сюжет: женщина как бы парит над странным, серебристо-голубым «лунным» пейзажем. Неизвестно, в сущности, даже её имя. Описанный Джорджо Вазари портрет Лизы дель Джокондо, над которым Леонардо работал в 1503-1506 гг., совсем не похож на луврское полотно (да и почему оно не было отдано заказчику?). На роль Джоконды исследователи предлагали разные кандидатуры: и Изабеллу д’Эсте, и Констанцию д’Авалос, но самым смелым было предположение, что на картине изображён… сам Леонардо в неожиданном травестированном обличье.

Помимо живописи в королевское собрание поступали гравюры и рисунки, гобелены и античные статуи, драгоценные камни и фарфор, эмали и ковры. Имелась у монархов и большая естественнонаучная коллекция, а также множество географических карт.

Жан Клуэ. Франуиск. Лувр. 1520-1522 гг.

Жан Клуэ. Франуиск. Лувр. 1520-1522 гг.

Именно Франциск I в своём дворце Фонтенбло стал целенаправленно формировать художественную коллекцию. пополняя её посольскими дарами и делая заказы видным живописцам.
Так, один из его портретов написан Тицианом, причём не с натуры, а с французской медали, где король был изображён в профиль.
В XVI в. собрание интенсивно обогащалось произведениями расцветающей французской школы. В первую очередь портретами, поскольку именно портретная живопись (работы Жана и Франсуа Клуэ. Корнеля де Лиона и др.) воплотила лучшие черты французского Ренессанса.
После Франциска I расширение королевской коллекции уже не останавливалось ни на один год. В собрание вливались полотна, привезённые из своих стран невестами королей, заказные произведения, многочисленные покупки и подарки. В XVII в. живописный раздел пополнился аллегорическим циклом Рубенса «История Марии Медлил», состоящим из 21 полотна. Сначала эти картины украшали Люксембургский дворец, где одно время жила вдовствующая королева, а в XIX столетии переехали в Лувр.

Братья Лимбурги. Октябрь. Миниатюра из «Великолепного часового герцога Беррийского» некого». Музей Конде Шантийи. 1411-1416 гг.

Братья Лимбурги. Октябрь. Миниатюра из «Великолепного часового герцога Беррийского» некого». Музей Конде Шантийи. 1411-1416 гг.

Позднее в королевскую коллекцию перешло большое собрание семьи Гонзага, сменившее нескольких владельцев (в их числе был и кардинал Джулио Мазарини). Благодаря этому будущая экспозиция Лувра обогатилась «Портретом Бальгассаре Кастильоне» Рафаэля, «Венерой дель Прадо» и «Сельским концертом» Тициана (последнюю работу долгое время приписывали Джорджоне), полотнами Корреджо, Караваджо, Лоррена, Гольбейна Младшего и др. В 1665 г. Венецианская республика подарила Франции «Пир у Симона» Веронезе. Вскоре у герцога Ришелье было приобретено несколько картин, в том числе 13 полотен Пуссена. Так продолжалось и на протяжении следующего, XVIII столетия.

Андреа Мантенья. Триумф добродетели. Лувр. Около 1502 г.

Андреа Мантенья. Триумф добродетели. Лувр. Около 1502 г.

БЛЕСК И НИЩЕТА ЛУВРА
Что касается самого Лувра, то в эпоху раннего Средневековья на его месте шумел густой лес. В конце XII — начале XIII столетия здесь воздвигли оборонительную крепостную башню-донжон. В XIV в. архитектор Раймон дю Тампль пристроил к донжону замок. В «Великолепном часослове герцога Беррийского», хранящемся в музее Шантийи, имеется изображение тогдашнего Лувра: массивные стены с круглыми зубчатыми башнями, стрельчатые своды, конические и четырёхскатные крыши со множеством башенок, флюгеров и дымоходов.
Франциск I пожелал построить здесь свою резиденцию — «дворец-удовольствие» и в 1527 г. приказал снести старый замок, чтобы возвести на его месте новый, в ренессансном стиле. Строителем Лувра стал крупнейший французский зодчий эпохи Возрождения Пьер Леско. Внутреннее оформление поручили скульптору Жану Гужону. Общая планировка постройки — четыре крыла вокруг квадратного двора — была сохранена такой же, как в разрушенном замке. Сейчас от этого дворца сохранились только отделанный Леско фасад со стороны Квадратного двора и одно из помещений — Зал кариатид, в котором в 1558 г. праздновали свадьбу дофина, будущего короля Франциска II, с юной шотландской королевой Марией Стюарт.

Лувр

Следующие четыре столетия Лувр достраивался. Уже в конце XVI в. дворец распространился в сторону реки: был сооружён корпус Малой галереи, а затем вдоль Сены — длинное крыло Большой галереи, фактически соединившее Лувр с дворцом Гюильри. В возведении этой галереи принимал участие архитектор Жак II Андруэ Дюсерсо. Генрих IV (1589—1610 гг.) повелел разместить в её нижнем этаже всевозможные художественно-ремесленные мастерские (ковроткацкие, медальерные и др.) и поселить «лучших работников и самых умелых мастеров, которые могли бы преуспевать в живописи и скульптуре, ювелирном и часовом деле, равно как и в других многочисленных и замечательных искусствах». Таким образом, уже в начале XVII в. Лувр стал превращаться в один из центров художественной жизни Франции.
Когда во второй половине XVII столетия была создана Королевская академия живописи и скульптуры, ей тоже предоставили помещения в Лувре. Здесь же стали отводить квартиры и мастерские наиболее видным живописцам. (В 1800 г. Жак Луи Давид в луврской мастерской демонстрировал публике своих «Сабинянок». Но через шесть лет художников из дворца выселили.) Позднее в Лувре разместили Академию наук и Академию архитекту ры. Во дворце также находились многие государственные учреждения и министерства.

Большая галерея. Лувр

Большая галерея. Лувр

В XVII в. строительство велось вокруг Квадратного двора: оба крыла дворца увеличились в длину почти вдвое. С 1624 г. работы возглавлял Жак Лемерсье, поставивший симметрично корпусу Леско так называемый Павильон часов. В 1654 г. Луи Лево, к которому перешло руководство строительством, замкнул Квадратный двор и переоформил его фасады.
Для отделки Большой галереи в 1641 — 1642 гг. пригласили Никола Пуссена, но задуманная им декорация так и не была доведена до конца и позднее оказалась полностью утрачена. В 1655—1657 гг. Джулио Романелли расписал потолки апартаментов королевы Анны Австрийской на первом этаже Малой галереи. Второй этаж этого здания после пожара 1661 г. был преобразован в Галерею Аполлона. Её оформляли живописцы Луи Лево и Шарль Лебрен, а также скульптор Жак Сарразен. Стены украсили роскошными гобеленами. На потолке среди пышного орнамента — гирлянд, амуров и ваз — разместились четыре живописных панно, посвящённые солнечному богу Аполлону, лицу которого было придано сходство с молодым Людовиком XIV. Будущий «король-солнце» только начинал самостоятельно править, но солнечные символы, сопровождавшие его царствование, уже появились в убранстве резиденций. Лебрен успел расписать лишь три плафона, четвёртый же в середине XIX в. исполнил Эжен Делакруа.

Юбер Роббер. Большая галерея Лувра. Салон. Лувр. 1796 г.

Юбер Роббер. Большая галерея Лувра. Салон. Лувр. 1796 г.

В отсутствие коронованного хозяина Луврский дворец превратился в настоящий караван-сарай, где в ветшающих залах с утра до ночи толпились квартирующие здесь художники, их поклонники, мастеровые, чиновники всевозможных ведомств, просители и просто любопытствующие. Лишь в 50-х гг. XVIII в. архитектурные работы в Лувре были возобновлены.

Их возглавил Жак Жермен Суфло.

Ему пришлось реставрировать пришедшие в негодность помещения и достраивать восточную колоннаду.

Ника Самофракийская. мрамор. Лувр. Середина IV в. до н.э.

Ника Самофракийская. мрамор. Лувр. Середина IV в. до н.э.

В 1667 г. по проекту архитектора и математика Клода Перро началось сооружение восточной колоннады дворца, ставшей одним из первых образцов нового стиля — классицизма.
Переустройство Лувра было в самом разгаре, когда Людовик XIV увлёкся новой резиденцией — Версалем. Туда перебросили основные средства и художественные силы.
А в Лувре с 1670 г. все работы прекратились. Некоторые части дворца остались даже без кровли и, открытые всем стихиям, в последующие годы медленно, но неуклонно разрушались. В Версаль вскоре переехала основная часть картин и других предметов иску сства из Лувра. Коллекция оставалась там на протяжении всего XVIII столетия.

От салона к Музею

В 1725 г. в одном из залов Лувра — Квадратном салоне, находящемся между Большой галереей и Галереей Аполлона, стали устраиваться ежегодные академические выставки, которые назывались салонами. Они проводились до 1848 г. Здесь выставлялись картины и скульптуры, собиравшие множество зрителей. Л. С. Мерсье в «Картинах Парижа» писал: «Ни поэзия, ни музыка не привлекают такого количества любителей; туда идут толпами, на протяжении шести недель потоки людей не иссякают с утра до ера; бывают часы, когда там нечем дышать. Там можно увидеть картины в 18 футов длиною, достигающие высоты сводов, и миниатюры шириною в дюйм, к которым надо нагибаться. Священные, мирские, патетические, гротескные — словом, все исторические и сказочные сюжеты представлены размещены вперемешку; это — истинный хаос. Зрители не менее пестры, чем предметы, созерцаемые ими».

Лувр-внутри

В 1750 г. в Люксембургском дворце открылась первая доступная публике экспозиция произведений искусства из королевского собрания. Было выставлено 110 картин и 20 рисунков из примерно 2,5 тыс., имевшихся в коллекции. Выставка просуществовала до 1779 г., потом закрылась, но сама идея музея к тому времени уже овладела умами. Публика жаждала возобновления выставок. Незадолго до Великой французской революции Людовик XVI принял решение об учреждении музея в Лувре. Директор дворцовых зданий граф д’Анживийе получил задание преобразовать часть Большой галереи в музейное помещение. Была построена лестница для публики, приняты меры по организации в залах верхнего света, но… штурм Бастилии и казнь королевского семейства отложили открытие экспозиции.
Во время революции частные художественные собрания аристократии и упразднённых церквей были национализированы, а королевские дворцы со всем содержимым объявлены достоянием нации. Созданная в 1790 г. Комиссия по охране художественных памятников, возглавленная Ж. Л. Давидом, регулировала поток предметов искусства, значительная часть которых оседала в Лувре. Среди шедевров, пополнивших тогда луврское собрание, были, «Рабы» Микеланджело. Декретом от 27 сентября 1792 г. Конвент постановил создать в бывшей королевской резиденции музей. 18 ноября 1793 г. он открылся, и граждане смогли наконец увидеть сокровища, «отнятые у народа тиранами».
Необыкновенное оживление в Лувре началось при Наполеоне.

Гостиная Наполеона III в Лувре

Гостиная Наполеона III в Лувре

В это время были возведены корпуса в северной части ансамбля, вдоль улицы Риволи (архитекторы Шарль Персье и Пьер Франсуа Леонар Фонтен), и Лувр оказался окончательно соединён с дворцом Тюильри. Эти же авторы воздвигли в 1806 г. вошедшую в ансамбль Лувра Триумфальную арку на площади Каррузель. Невероятно разрослась в годы Первой республики и коллекция нового музея. Каждый военный поход Бонапарта приносил сотни новых «единиц хранения». Египетская кампания привела к созданию обширной коллекции древностей Египта. Приток экспонатов в это собрание был так велик, что уже в 1826 г. в рамках Лувра удалось выделить самостоятельный Египетский музей. Его возглавил Франсуа Шампольон, прославившийся расшифровкой египетских иероглифов.

Выпускались каталоги выставок. Каждый салон становился объектом оживлённого обсуждения в печати. Эти рецензии получили название «Салоны». Дени Дидро писал такие статьи с 1759 по 1781 г. Позднее Стендаль откликался на многие выставки обстоятельными искусствоведческими разборами. Популярность этих мероприятий у публики наглядно демонстрировала, что Парижу настоятельно необходим собственный музей. Об этом уже в XVIII в. писали философы и публицисты. Тот же Дидро в статье «Лувр», помещённой в «Энциклопедии», предлагал превратить дворец в средоточие искусств и наук, показать публике королевские собрания, которые заперты в версальских покоях.

После Итальянского похода Лувр пополнился огромным количеством античных мраморов и картин художников Возрождения.
В «Музей Наполеона», как его называли в те годы, были свезены картины и статуи из галерей Пармы, Модены, Болоньи, Рима, Милана, Турина и Флоренции. В 1815 г., когда настала пора возвращать награбленное, перечень произведений искусства насчитывал 5233 наименования.

Галлерея Аполлона. Лувр

Галлерея Аполлона. Лувр

Разросшийся музей получил новое оформление и расширился территориально. На первом этаже Малой галереи в апартаментах Анны Австрийской, в Зале кариатид и южном крыле Квадратного двора разместились античные коллекции. Всю Большую галерею отвели под живопись. Зрелище, которое являло собой это помещение, было почти нереальным. Англичанка Сесил Гоулд, посетившая галерею в 1802 г., писала: «Вы попадаете… в такую галерею, какой свет ещё не видел, такую длинную, что её перспектива сходится почти в одну точку, и столь богатую, что зритель на каждом шагу, хотя и чувствует, что нужно идти дальше, приковывается взглядом к самым прекрасным картинам, какие он когда-либо видел».
В 50-х гг. XIX в. Доменико Висконти и Эктор Лефюэль добавили к ансамблю ещё два корпуса, и строительство Лувра на этом было завершено. В 1871 г., во время Парижской коммуны, сгорел дворец Тюильри и был разобран, как символ ненавистной народу тирании Наполеона III. «Его разрушение, — пишет французский искусствовед Мишель Лаклотт, — привело к образованию между Павильоном Марса и Павильоном Флоры свободного пространства, благодаря которому сегодня перед нами открывается уникальная перспектива, простирающаяся с востока на запад и завершающаяся вдали Триумфальной аркой на площади Этуаль».

Венера Милосская. Мрамор. Лувр. Середина II в. до н. э.

Венера Милосская. Мрамор. Лувр. Середина II в. до н. э.

В 1820 г. французский посол в Греции маркиз де Ривьер подарил королю Франции статую, найденную греческими крестьянами на острове Мелос (Милос). Это была знаменитая Венера Милосская, вскоре ставшая наравне с Джокондой Леонардо одной из главных эмблем Лувра. В 1863 г. французские археологи при раскопках на острове Самофракия обнаружили обломки статуи богини победы Ники. Ни головы, ни рук Ники Самофракийской не нашли, но и в таком виде это произведение вошло в число общепризнанных шедевров Лувра.

Франсуа-Мари Гране. Павильон Флоры. Лувр. 1844 г. После падения Наполеона коллекция Лувра опять сократилась. Но к этому времени дворец жил уже устоявшейся музейной жизнью, его фонды на протяжении XIX века постоянно пополнялись. Вещи покупались, выменивались у других музеев, поступали от дарителей. Так пришли в Лувр собрания Байстегю, Тома-Тьери, Моро-Нелатона, Шошара и других коллекционеров. Они и сейчас экспонируются целиком, не разбиваясь по национальным школам. Музей регулярно организовывал собственные археологические экспедиции.

Франсуа-Мари Гране. Павильон Флоры. Лувр. 1844 г.
После падения Наполеона коллекция Лувра опять сократилась. Но к этому времени дворец жил уже устоявшейся музейной жизнью, его фонды на протяжении XIX века постоянно пополнялись. Вещи покупались, выменивались у других музеев, поступали от дарителей. Так пришли в Лувр собрания Байстегю, Тома-Тьери, Моро-Нелатона, Шошара и других коллекционеров. Они и сейчас экспонируются целиком, не разбиваясь по национальным школам. Музей регулярно организовывал собственные археологические экспедиции.

Лувр с высотв птичьего полета

Лувр с высотв птичьего полета

Лувр сегодня
В последние десятилетия XIX—XX в. помещения Луврского дворца одно за другим продолжали переходить в ведение музея. Сначала он занял Государственные залы Наполеона III. Позже, в 1905 г.. Музею декоративных искусств отошли Павильон Марса и примыкающее к нему крыло. В 1969 г. Лувр получил Павильон Флоры. Затем из здания выехало Министерство финансов, освободив комнаты под музейные собрания.
В 1981 г. по решению Президента Французской Республики Франсуа Миттерана во дворце начались масштабные реставрационные работы. Были восстановлены наиболее древние части комплекса — остатки крепости XIII— XIV вв., а во Дворе Наполеона возведена стеклянная пирамида в стиле хай- тек, через которую теперь можно пройти в новые, подземные залы музея. Автором этого необычного сооружения, сразу вызвавшего многочисленные и яростные споры, был американский архитектор китайского происхождения Иео Минг Пей.

лувр 2

Как и всякий музей, Лувр постоянно устраивает выставки, организует экспедиции, ведёт исследовательскую и реставрационную работу.

В его экспозициях всё более активно используются достижения техники XXI в.: сложные подсветки, компьютерные программы и лазерные видеоэффекты.

Подвеска в форме трёх фигур полулюдей- полубыков. Золото. Месопотамия. 2600-2340 гг. до. н. э.

Подвеска в форме трёх фигур полулюдей- полубыков. Золото. Месопотамия. 2600-2340 гг. до. н. э.

Современный Лувр имеет помимо обширного Кабинета рисунка шесть основных отделов: египетских древностей, Древнего Востока, Греции и Рима, прикладного искусства, скульптуры и, наиболее богатого, отдела живописи, экспонаты которого охватывают период с XIII до XIX в. (В Париже есть Музей современного искусства, где хранятся произведения импрессионистов и художников XX столетия.) Коллекция Лувра насчитывает без малого 300 тыс. единиц хранения. Несмотря на обширность музея и сложность самого здания, в Л\ вре умеют показывать шедевры. В лабиринте залов, лестниц и галерей посетитель может без труда отыскать наиболее знаменитые вещи.

Внутренний дворик Лувра

Внутренний дворик Лувра