Музей-заповедник Царицыно Архитектурные памятники и ландшафты

Интересное о мире

Все самое интересное о мире

Музей-заповедник Царицыно

Музей-заповедник Царицыно

Двор между Большим дворцом и кухонным корпусом

Музей-заповедник Царицыно
Архитектурные памятники и ландшафты музея-заповедника «Царицыно»

О, Царицыно!.. Душа сохранит память всего здесь виденного… Последний взгляд мой на тебя будет взгляд сожаления о разлуке и благодарности за утешение, тобою мне доставленное. Никогда, никогда тебя не забуду!
А. Воейков. «Царицыно». 1825

Если желать сегодня, подобно тургеневской Анне Васильевне, «чего-нибудь необыкновенного», то опять же можно отправиться в Царицыно. Этот заповедный уголок на юге Москвы привлекателен своими бесподобными ландшафтами, уникальными архитектурными памятниками и волнующе драматичной исторической судьбой.

В июне 1775 года здесь был построен первый царский «дворец» — шестикомнатный деревянный дом, где супруги провели последующие летние месяцы. Возможно, Потемкин подвиг императрицу и на дальнейшую грандиозную стройку. Новые царицынские дворцы он потом самолично демонстрировал таким знатным гостям России, как австрийский император Иосиф Второй, посетивший Москву в 1780 году.
Позднее этот выдающийся государственный деятель приведет под екатерининский скипетр все Северное Причерноморье и Крым (Тавриду), основав там новые города Российской империи.
В память о славных деяниях Екатерины Второй и Г.А.Потемкина-Таврического Большой дворец Царицына украшен теперь главными парадными залами — «Екатерининским» и «Таврическим».
Дворцовые резиденции для царей и «особ императорской фамилии» в России строили чаще всего архитекторы иностранного происхождения — итальянцы Б. Растрелли, А. Ринальди, Д. Кваренги и К.Росси, англичанин Ч. Камерон, немец К.Тон и др.
Суть его — в образном соединении истории и современности, «Востока» и «Запада», национальных традиций и всеобщего наследия мировой цивилизации. Правила французского классицизма сплетались в нем с приемами модной тогда английской «псевдоготики» и древнерусского зодчества.
Но судьба распорядилась так, что сегодня только царицынский ансамбль позволяет воочию судить о его даровании.
Поклонники древнерусского зодчества видят в них дорогие национальные традиции. Любители заграничных путешествий и иллюстрированных альбомов по истории архитектуры сравнивают Царицыно со всемирно знаменитыми памятниками. Одни вспоминают средневековые замки Европы. Другим узнаются «псевдоготические» поместья Англии XVIII века. Третьи угадывают образы античной и ренессансной архитектуры Италии. Кто-то однозначно относит баженовские творения к стилю классицизма, а кто-то ощущает в них и влияние барокко.

Музей-заповедник Царицыно

Царицыно

Дворцовый ансамбль Баженова в Царицыне часто называют «театром архитектуры». Можно видеть в нем и своего рода «архитектурный маскарад», где житейская функция и наружность зданий загадочно не совпадают. Один царский дворец внешне похож по образу на парковый павильон, а другой напоминает оперный театр. Мосты и садовые ворота заставляют вспомнить триумфальные арки. Второстепенные постройки для слуг выглядят нарядными дворцами, а Кухонный корпус сродни внушительным итальянским палаццо. Бытовое назначение некоторых зданий и вовсе неизвестно, как будто они создавались Баженовым не для конкретных нужд царского обихода, а исключительно для любования их архитектурной красотой на фоне царицынского ландшафта.
Особые загадки баженовской архитектуры связаны с принадлежностью зодчего к кругу московских масонов 1780-х годов во главе с известным книгоиздателем Н.И.Новиковым. Согласно историческим свидетельствам, зодчий примкнул к масонскому сообществу лишь в самом конце своей работы в Царицыне. Но планы и особенно декор его построек весьма напоминают масонские шифры и эмблемы. Так это или не так — одна из интересных тайн истории.
Дальнейшие события кажутся не менее загадочными. Но с Баженовым она поступила ровно наоборот, хотя и называла его своим «первым архитектором».
На месте снесенных баженовских дворцов Казаков начал в 1786 году возводить грандиозное трехэтажное здание с восемью угловыми башнями, высокими кровлями и бельведером, декорированным гербом Российской империи. Столь величественный царский дворец украсил бы и Московский Кремль. Упрощенный вид дворца стал к тому же и мрачным, когда железные крыши здания выкрасили черной краской.
Впрочем, в последнее десятилетие своего 34-летнего царствования Екатерина определенно утратила интерес к Царицыну. В 1791 году скончался и первый вдохновитель царицынского проекта — светлейший князь Г.А. Потемкин-Таврический. Строительство не раз останавливалось из-за нехватки денег.
Император Павел Первый по восшествии на престол принялся искоренять ненавистные ему деяния матушки и Потемкина. Дворцовый ансамбль Екатерины Второй остался невостребованным в качестве императорской резиденции.
Среди московских царских резиденций Большой дворец М.Ф.Казакова в Царицыне — третий по величине после Большого Кремлевского дворца К.И.Тона и Екатерининского в Лефортове. Он является оригинальным образцом русской дворцовой архитектуры. Но примечательнее другое. Это сооружение оказалось в числе тех художественных творений разных времен и народов, которые с момента создания раскалывают общественное мнение и вызывают взволнованные споры.
Споры по поводу художественных качеств Большого дворца стихли к концу XIX столетия, когда он превратился в исполинскую руину. Его первозданный облик уже изрядно забылся, и многие стали мечтать даже о восстановлении здания в его историческом или «улучшенном» виде. И вот в 2005-2007 годах дворец был реконструирован. Все его утраченные конструкции восстановлены, а высокие кровли дополнительно украсились еще и нарядным декором по мотивам первоначального проекта Казакова (как предлагали еще в XIX веке). Изначально черный цвет крыш заменен более приятным для глаз нежно-зеленым. Но опять — разноголосица мнений, опять споры!

Музей-заповедник Царицыно

Большой дворец в ходе реконструкции. Фото 2006 г.

Складывается впечатление, что Большой дворец изначально обладает особой миссией — провоцировать эстетические разногласия и прояснять художественные вкусы.

Раздумья об истории нашего отечества навевают не только дворцы XVIII века с их драматической судьбой, но и археологические древности, во множестве сосредоточенные в Царицынском парке. Наиболее известные из них — курганы славянского племени вятичей XI-XII веков. В XIX — начале XX века Царицыно привлекало богатством своих образов многих замечательных деятелей русской культуры и науки.
«Лучше Царицына не придумаешь», — восторгался А.П.Чехов в 1904 году, когда незадолго до смерти намеревался купить подмосковную дачу. Трудно представить, куда бы устремились его творческие замыслы под впечатлением дворцовых руин XVIII века и царицынского парка. Знаем, однако, как почти в чеховском духе рассуждал на даче в Царицыне в 1898 году знаменитый историк и первый директор Исторического музея И.Е. Забелин: «Какой смысл жизни? Видимо, жизнь — сама по себе цель. Но для человека такой смысл жизни очень горестен и возмутителен, потому что человек по природе горд, тщеславен, ставит себя выше природы. В таком смысле жизни вся нравственность погибает. Человек становится простым зверем, скотиною. Но так ли это?». Забелину было тогда 78 лет. Интересно, открылся ли ему в Царицыне истинный смысл жизни?..
Герои романа И.С. Тургенева «Накануне» восторгались в Царицыне красотой его великолепных прудов. Эти водные просторы восхищают и сегодня.
Каскад Царицынских и Борисовских прудов создавался в XVI-XVII веках и является одним из старейших в Москве. Мало того, он превосходит все рукотворные московские водоемы протяженностью и обширностью водной глади. Общая площадь Царицынских и Борисовских прудов составляет более 160 гектаров! И никакие другие пруды в современной Москве не могут сравниться с ними по живописности очертаний, богатству архитектурных украшений береговых склонов и эффектности панорамных видов. Если хочется романтического отдохновения близ старинных прудов, то словами Чехова можно сказать: «лучше Царицына не придумаешь»!
В 1917 году рухнула многовековая российская монархия. В октябре 1918 года бывшая царская вотчина была переименована в пролетарский поселок «Ленино». Это было едва ли не первое из многих потом революционных переименований городов и селений России.
В советскую эпоху не раз хотели приспособить превратившийся в руины царицынский дворцовый ансамбль для разных нужд — от санатория до завода шампанских вин и шипучих напитков. Архитектурные творения Баженова и Казакова продолжали между тем непрерывно разрушаться.
Здания Хлебного дома и Большого дворца, первоначально предназначавшиеся для царской резиденции, были приспособлены под музейные цели, оснащены самой современной инженерной и музейной инфраструктурой. Этот смелый эксперимент с историческими памятниками не имеет аналогов в мировой практике, а потому вызывает большой интерес специалистов и широкой общественности.

Музей-заповедник Царицыно

Президент России В. В. Путин и мэр Москвы Ю.М.Лужков в Большом дворце. 2 сентября 2007 г.

Золотая осень 2007 года стала важным рубежом в истории Царицына. После всех своих драм в XVIII-XX веках знаменитый дворцовопарковый ансамбль переживает сейчас новое рождение. Совершим же прогулку по его достопримечательностям. Приметим реликвии прошлого и полюбуемся красотами настоящего…
Полноводные пруды с живописными холмами — самое первое, что в 1775 году императрица Екатерина Вторая увидела из окон своей кареты на прогулке по старинной усадьбе Черная Грязь близ села Коломенского. Изумительно красивый ландшафт восхитил царицу. Она тут же выкупила это поместье у его владельца князя Сергея Кантемира, переименовала в Царицыно и решила создать здесь новую императорскую резиденцию «по прожекту и под смотрением архитектора Баженова».
Если сегодня подъезжать к Царицыну из центра Москвы на автомобиле, экскурсионном автобусе или электропоезде по Курской железной дороге, то осмотр этого уникального дворцово-паркового ансамбля начинается опять же с прудов. Окружающий ландшафт, конечно, сильно изменился со времен Екатерины Второй, ибо Царицыно теперь — часть московского мегаполиса. Но пруды в целом сохраняют свой неповторимый исторический облик.

В воскресение 2 августа 1775 года в 11- м часу Ея Императорское Величество с Их Императорскими Высочествами и со всеми персонами соизволила шествовать в церковь Пресвятые Богородицы Живоносного Источника к Божественной литургии, которую совершал Платон, архиепископ Московский. По окончании литургии Ея Величество соизволила в церкви жаловать духовных персон к руке…
Из камерфурьерского церемониального
журнала. 1775

Музей-заповедник Царицыно

Холм-пирамида

По краю Большого оврага близ церкви
Истинное назначение этого здания, однако, весьма загадочно. Оно построено на холме, с которого летом 1775 года Екатерина Вторая любовалась фейерверками на пруду. Внешне Третий Кавалерский корпус выглядит не менее «дворцово», чем, например, Малый дворец. Он импозантно смотрится со всех ближних и дальних точек. Не исключено, что императрица использовала бы его для каких-то собственных занятий и увеселений, в том числе, возможно, и новых праздников на прудах.
«В окошки какие стеклы употребить — русские или иностранные?» — «А стекла хоть и русские, только бы были чистые». « По штукатуре расписывать или будут обои» — «Однако к гопы в таковых водятся».

Галерея-ограда с воротами

Музей-заповедник Царицыно

Галерея-ограда с воротами

Знакомство с сохранившимися постройками В.И. Баженова в Царицыне завершает последняя из них — так называемая «Галерея-ограда с воротами» (1782-1784). Ее название весьма условно. У Баженова получилось таким образом чисто декоративное сооружение. Его главная функция — зрительно объединить в одно архитектурное целое Кухонный корпус и комплекс из трех царских дворцов, который зодчий возводил на месте существующего Большого дворца.
Баженов не скупился на творческие фантазии и по-разному декорировал фасады своей галереи-ограды. Ее парадная (северная) сторона празднично ритмизирована шеренгой парных колонн, а также украшена белокаменным декором из пирамидок-пинаклей и хороводных групп сплетенных сердечек. Парковая же сторона постройки более скромна и похожа даже на внутренние аркады крепостных стен древнерусских монастырей. Всех посетителей Царицына издавна ослепляют красивые ворота с двухъярусными башенками и аркой с шипами, образно напоминающей терновый венец. Вслед за Фигурным мостом и Фигурными воротами они предстают еще одной торжественной триумфальной аркой царицынского ансамбля.

Фундаменты утраченных зданий дворцового ансамбля В.И. Баженова

Музей-заповедник Царицыно

Фундаменты утраченных зданий дворцового ансамбля В. И. Баженова

Летом 1785 года императрица Екатерина Вторая впервые осмотрела царицынский ансамбль Баженова после десяти лет его строительства. Главные царские дворцы ей не понравились. «В них невозможно жить», — разгневалась императрица. В феврале 1786 года она приказала снести их «до основания» и строить новый Большой дворец по проекту другого архитектора — М.Ф.Казакова. Потом были разобраны два соседних корпуса — Большой Кавалерский (для высших придворных чинов) и Камер-юнфарский (для горничных императрицы). Эти здания мешали замыслу Казакова устроить парадную площадь перед новым царским дворцом.
Если бы при Екатерине Второй или последующих русских самодержцах Царицыно было достроено и обжито в качестве императорской резиденции, то во внутреннем дворе Кухонного корпуса сосредоточилась бы ее скрытая от посторонних глаз хозяйственная жизнь. Легко представить, как через высокую арку паркового фасада здания сюда въезжали бы конные повозки с разными съестными припасами, кухонным инвентарем, дровами, углем и прочими «надобностями», а вокруг суетились бы многочисленные дворцовые служители.
При реконструкции Кухонного корпуса в 2005-2006 годах его изначально открытый внутренний двор был перекрыт стеклянной сферической кровлей. Он стал теперь внутренним залом-атриумом с узорчатым мраморным полом. Стены здания превратились в эффектную архитектурную декорацию нового музейного пространства.
При вечернем освещении атриум Кухонного корпуса может показаться суровым и даже сумрачным. Если же над стеклянной кровлей сияет солнце, то он кажется наполненным светом и воздухом. Даже после современной реконструкции внутренний двор Кухонного корпуса остается одним из самых сильных художественных образов как в творчестве Баженова, так и в русском зодчестве. В зале-атриуме проводятся теперь вернисажи музейных выставок, концерты и театральные представления.
Кухонная прислуга воровала из царских запасов все, что могла. Государыня это примечала, но чуть ли не с гордостью сказывала: «Знать есть, что красть!». А иногда еще приговаривала: «Живи сама и дай жить другим».
Из воспоминаний современников об императрице Екатерине Второй

Выставочные залы Кухонного корпуса («Хлебного дома»)

Музей-заповедник Царицыно

Выставочные залы большого дворца

По двум лестницам-крыльцам в зале-атриуме или боковым лестницам Кухонного корпуса можно подняться в его реконструированные интерьеры. На обоих этажах здания Баженов спроектировал по две параллельные анфилады больших и малых сводчатых помещений. Большинство из них отводилось под кухни с печами и очагами, а также под всякие подсобные хозяйственные нужды. В остальных предусматривались жилые комнаты для поваров, кулинаров, лакеев и прочих мелких дворцовых служителей.
При всей простоте функционального назначения Кухонного корпуса Баженов и в нем творил оригинальные художественные образы. Самые большие помещения напоминают палаты древнерусских боярских хором или монастырские трапезные. Угловые комнаты могли бы украсить и парадные анфилады дворцов XVIII века. А некоторые сквозные залы выглядят таинственными закоулками средневековых рыцарских замков. Удивителен и общий эффект: сколько ни ходи по периметру Кухонного корпуса, трудно запомнить последовательность залов и легко потерять ориентировку. Что ни поворот или шаг в сторону, то новые зрительные эффекты от игры света и архитектурной пластики. И это не только не утомляет, но бесконечно интригует зрителей!
Надо отметить, что анфилада помещений на первом этаже Кухонного корпуса разрывалась, по замыслу Баженова, высокой аркой входа во внутренний двор. В ходе реконструкции здания в 2005-2006 гг. в нише этой арки устроили переходной мостик. Основные помещения Кухонного корпуса стали теперь залами для музейных экспозиций и выставок.
Дворцовые слуги почитали Екатерину за мягкую к ним снисходительность. Один из ее дежурных поваров готовил на редкость отвратительно. Но государыня лишь улыбалась и говаривала: «Сегодня придется попоститься, зато потом в радость покушаем».
Из воспоминаний современников об императрице Екатерине Второй
Уже от самого входа в музей-заповедник «Царицыно» видна громада главного сооружения дворцового ансамбля — Большого дворца. Он возводился М.Ф. Казаковым на месте и взамен комплекса из трех дворцов Баженова, которые не понравились в 1785 году императрице Екатерине Второй и по ее повелению были снесены.
На фоне сравнительно небольших баженовских построек Большой дворец потрясает своей грандиозностью. Он имеет трехчастную планировку в духе «строгого» классицизма XVIII века. По всем восьми углам дворца Казаков поставил «готические» башни с высокими кровлями наподобие башен древнерусских кремлей. Фасады же здания зодчий украсил смесью декоративных элементов в стиле как классицизма екатерининской эпохи, так и московского зодчества XVII века. Получилось оригинальное сооружение, впечатляющее одновременно и державной мощью своих гигантских форм, и своеобразным декором в «готическом вкусе».
Огромный дворец и доселе носит отпечаток величия бессмертной своей строителъницы и представляет взорам нашим счастливые события в продолжение блистательного ее царствования совершившиеся!
А. Раевский. «Окрестности Москвы». 1815

Парковый (южный) фасад

Музей-заповедник Царицыно

Большой дворец Екатерины великой парковый южный фасад

Таким образом в XXI веке Большой дворец получил принципиально новый художественный облик. Трудно сказать, понравился бы он императрице Екатерине Второй и самому автору — архитектору Казакову. Но сегодняшних зрителей дворец радует своей нарядностью и даже напоминает сказочные замки.
При одинаковости архитектурных форм парковый фасад Большого дворца весьма отличается по духу от более помпезного главного фасада. Из-за повышения рельефа местности он выглядит приземистее, но вместе с тем чуть уютнее и лиричнее, а белокаменный декор — сочнее и выразительнее.

Парадная лестница

Музей-заповедник Царицыно

Парадная лестница

Замыслы М.Ф. Казакова по внутренней отделке Большого дворца остаются неизвестными. В ходе реконструкции здания в 2005-2007 годах его интерьеры были спроектированы заново с учетом их современных музейных функций.
В самом начале своей головокружительной карьеры князь Потемкин повстречался на дворцовой лестнице с графом Орловым, отставленным фаворитом императрицы Екатерины Второй. «Что нового при двореР» — спросил Потемкин. «Да сами видите, — ответствовал Орлов. — Я спускаюсь, а Вы поднимаетесь».
Из исторических анекдотов XVIII века

Выставочные залы Большого дворца

Музей-заповедник Царицыно

Выставочные залы третьего этажа Большого дворца

На втором этаже западного (обращенного к прудам) бокового корпуса Большого дворца, по замыслу Казакова, предусматривались «внутренние покои» Екатерины Второй. Тут расположились бы царская опочивальня с уборными и гардеробными помещениями, кабинет, столовая, приемные и гостиные залы, комнаты дежурных адъютантов, статс-секретарей, камердинеров, горничных и прочих «комнатных» служителей. Этажом ниже разместились бы, наверное, апартаменты Потемкина или очередного царского фаворита, а также некоторых других придворных из ближайшего окружения императрицы. Восточный же (обращенный к «Хлебному дому») корпус Большого дворца отводился для «императорской фамилии» — цесаревича Павла Петровича с супругой Марией Федоровной и их детей. Планировка анфиладных помещений в обеих частях здания была одинаковой.

Залы третьего этажа и лестницы угловых башен

Музей-заповедник Царицыно

Залы третьего этажа Большого дворца

В Москве мне очень рады. Два раза в неделю я имею у себя при дворе приемы, причем каждый раз соби-рается не менее 400-500 дам. Я давала три маскарада, на которые допускается только дворянство и ни на один из них не было выдано менее 6—1 тысяч входных билетов.
Из писем императрицы Екатерины Второй. 1775

Археологические залы

Музей-заповедник Царицыно

Археологические залы

Научная концепция археологических залов Большого дворца подготовлена под научным руководством главного археолога Москвы профессора А.Г. Векслера.
Ничего не читаю, кроме относящего к XIII веку. На моем столе — древнерусские летописи. Приятно рыться в старом хламе. Ни одна история не производила таких великих людей, как наша. Я до безумия люблю эту историю.
Из писем императрицы Екатерины Второй. 1780-е гг.

Двор между Большим дворцом и Кухонным корпусом («Хлебным домом»)

После реконструкции в 2005-2007 годах Большого дворца и Кухонного корпуса повышенный интерес посетителей музея-заповедника «Царицыно» привлекает внутренний двор между этими крупнейшими зданиями ансамбля.
Баженов построил здесь в 1783-1784 годах небольшой «домик» для управителя усадьбой. В начале XIX века это здание разобрали за ненадобностью. Но одновременно от угловой башни Большого дворца до Большого оврага построили садовую ограду в «готическом вкусе» из красного кирпича и белого камня. Вместе с баженовской «галереей-оградой с воротами» она замкнула пространство между Большим дворцом и Кухонным корпусом в некий внутренний двор. Этот уютный двор исчез к началу XX века, когда от садовой «готической» ограды остались лишь столбики одной из калиток.
Сейчас между фундаментами Большого дворца и Кухонного корпуса устроен огромный подземный вестибюль музея-заповедника. На месте давно утраченного «Управительского домика» Баженова сооружен стеклянный входной павильон с эскалаторами.
Прогулки по царицынскому парку издавна начинаются или заканчиваются Большой (Дворцовой) поляной. Она создана в первые годы XIX века на месте регулярного партерного сада XVIII столетия. Соразмерная фасаду Большого дворца, эта поляна притягивает своим окрыляющим простором и вместе с тем теплым уютом. В результате создается интересный визуальный эффект, когда Большая поляна кажется «парящей» над окружающими постройками.
Зрительным центром Большой поляны является разлапистая сосна, высаженная в начале
XX века. В солнечные летние дни многие завсегдатаи парка любят понежиться вокруг нее на травке, любуясь окрестными постройками. С Большой поляны открываются завораживающие панорамы южного фасада Большого дворца и важнейших построек Баженова (Среднего и Малого дворцов, Фигурных ворот, Кухонного корпуса). Да и парковая опушка поляны с контрастами лиственных и хвойных деревьев умиляет взоры своей пейзажной картинностью.
Жители Москвы ищут отдохновения в прогулках в близлежащие увеселительные места. Первейшим среди них является Царицыно. Аглицкий сад Царицына обширен и чудесно расположен. Пруды, холмы, долины и рощи чередуются с невыразимым очарованием.
И. Рихтер. «Описание Москвы». 1799

Аллеи-проспекты

По этой величественной аллее между высоченными липами можно пересечь парк от входа у станции метро «Орехово» до склона Верхнего Царицынского пруда. Три более узких проспекта расходились лучами от кантемировского партерного сада. Два таких проспекта — центральный («Средний») и западный («Глухой») — сохранили историческое местоположение, а частично и свой чопорный образ середины XVIII столетия. По этим аллеям-проспектам хочется прогуливаться в напудренных париках и костюмах «галантного века».
Он преобразовал старинный ландшафт в систему эффектных видовых картин. Березовые и хвойные рощи контрастно перемежались светлыми лужайками и прихотливым кружевом извилистых дорожек.
Дворцовая часть царицынского парка составляет по площади более 50 гектаров.

Дорожки и тропинки

Нынешний облик царицынского парка кажется извечным. На самом деле до середины
XIX века это была веселая россыпь березовых и хвойных рощ в окружении просторных лугов и лужаек. Потом эстетические вкусы переменились и вместо изящных парковых композиций возник густой лес с преобладанием лип, ясеней, кленов и прочих широколиственных деревьев. Самосевные кустарники сплотили древесные кущи в непроницаемый зеленый массив.
Основные дорожки царицынского парка созданы в XVIII-XIX веках. Многие из них были покрыты желтым песком, а некоторые вымощены красным кирпичом. Самой живописной является так называемая «Утренняя дорожка». Она берет начало у Фигурных ворот и вьется по склону холма над восточным берегом пруда вплоть до южной окраины парка. С нее заманчиво просматриваются практически все архитектурные сооружения парка.
В ходе реконструкции парка в 2006-2007 гг. исторические аллеи и дорожки благоустроены с применением современных технологий. Статус дорожек получили даже те тропинки, которые были стихийно проложены публикой еще в XIX-XX веках. Земляные тропы на крутых склонах у прудов заменены удобными лестницами. Самосевные кустарниковые чащобы расчищены, и старинная дорожечно-тропиночная сеть парка выглядит теперь нарядным женственным кружевом вокруг парковой зелени.

В понедельник 21 августа по утру Его Величество император Александр Первый в сопровождении Его Высочества Великого князя Николая Павловича изволил предпринять путь в Царицыно, где в присутствии государя императора происходила в тамошних прудах рыбная ловля.
Из газеты «Московские ведомости» от 26 августа 1816 года

Большой овраг и заовражье

Музей-заповедник Царицыно

Большой мост через овраг

По Большому мосту через овраг или с береговой дорожки Среднего Царицынского пруда можно пройти на так называемую «заовражную» сторону территории музея-заповедника. Здесь тоже немало примечательного.
Царицынский ландшафт изрезан множеством оврагов. Они извилисто сползают с вершин холмов к прудам. Каждый из них по-своему живописен. Но Большой овраг выделяется не только гигантскими размерами, но и почти эпической красотой по всей своей протяженности от дальних парковых холмов до берега Среднего Царицынского пруда. Он кажется долиной какой-то былинной реки и выглядит, пожалуй, не менее величественно, чем сам архитектурный ансамбль Екатерины Второй.
Большой овраг — не просто интересный компонент природного ландшафта Царицына. Он играет важную роль в «театре архитектуры» XVIII века. Без такого оврага не было бы, конечно, грандиозного Большого моста, а весь свой дворцовый ансамбль Баженов наверняка скомпоновал бы как-то иначе. Большой овраг заслуживает специальной прогулки как по верхней своей бровке, так и по низинным дорожкам. Кое-где на его склонах сохранились огромные дубы в возрасте более 150 лет, а со всех точек открываются впечатляющие и порой неожиданные виды как на дворцовые постройки Баженова и Казакова, так и близлежащие ландшафты. По-театральному эффектно смотрится участок Большого оврага между Большим мостом и берегом Среднего пруда, обсаженный по обоим склонам рядами высоких лиственниц, лип и ив.

Оранжерейный мост и Оранжерейные пруды

В середине XVIII века в верховьях Большого оврага был устроен каскад небольших Оранжерейных прудов. Из них брали воду для поливки растений в близлежащих оранжереях и «воздушном саду». В начале XIX столетия плотинную дамбу пруда близ Кухонного корпуса дополнили Оранжерейным мостом. Он удобно соединил заовражное садово-оранжерейное хозяйство с дворцовой частью ансамбля и весьма украсил Большой овраг своей краснокирпичной массой. Одноарочный Оранжерейный мост довольно скромен по архитектуре. Но он удачно резонирует с «готическими» постройками Баженова — и с громадой соседнего Кухонного корпуса, и с величественным Большим мостом через оврап и с кавалерскими корпусами.
К началу XX века Оранжерейный мост сильно разрушился. Пруды обмелели и покрылись густой тиной. Они стали приятно напоминать гостям Царицына знаменитые «заросшие прудики» в русской пейзажной живописи. В последующие времена от этих водоемов остался лишь маленький ручеек на заболоченном дне оврага.
Оранжерейный мост восстановлен из руин в 1998-2002 годах. Недавно воссозданы и оранжерейные пруды с новой плотиной и живописным островком. Возник весьма уютный и по-своему поэтичный «оранжерейный» ансамбль.
От Московской дворцовой конторы объявляется, что в Царицынских оранжереях назначается продажа поспевающим в нынешнее лето персикам, абрикосам, сливам, вишням, грушам, винограду и в парниках арбузам и дыням.
Из газеты «Московские ведомости» от 15 мая 1815 года

«Попова гора»

Музей-заповедник Царицыно

Попова гора

Возвышенная местность между Большим оврагом и Средним Царицынским прудом исстари называется «Поповой горой». С конца XVII века здесь селились священники и служители местной церкви Иконы Божией Матери Живоносный Источник. Как выглядели их избы в конце
XVIII века, можно видеть на известном чертеже В.И.Баженова «Генеральный фасад села Царицына» (1776).
На «Поповой горе» располагалось и старинное царицынское кладбище. На нем был похоронен, в частности, англичанин Френсис Рид — устроитель дворцового парка в екатерининскую эпоху. Здесь упокоены и многие другие деятели и жители Царицына XVIII-XX веков. От древнего некрополя сохранилось, увы, лишь несколько печальных каменных надгробий XIX века.
В 1977 году, в канун 60-летия Октябрьской революции, близ старого кладбища был сооружен обелиск «Первым борцам за Советы». На нем высечены имена многих из тех, кто устанавливал в Царицыне советскую власть и в октябре 1918 года переименовал Царицыно в поселок «Ленино». Теперь этот памятник выразительно напоминает о советской эпохе в истории царской усадьбы.
Территория «Поповой горы» благоустроена в 2005 году с реконструкцией аллей и зеленых насаждений по проекту коллектива ландшафтных архитекторов под началом М.Р. Мориной.
Где же теперь пустошь «Черная грязь»? Ее смял и растоптал победоносный Октябрь. На месте старого Царицына растет новое Ленино с магазинами, со школами, с садоводческими колхозами.

Из очерка «Конец пустоши Черногрязной» в газете «В бой за коллективизацию». 1934

Царицынский парк: дальние урочища
Ореховская окраина

Отдаленные от царских дворцов края парка по западной стороне Верхнего Царицынского пруда можно назвать урочищами. Садовники конца XVIII — начала XIX века и там прокладывали прогулочные дорожки и строили на возвышенных местах павильоны и беседки. Но потом эти местности были изрядно запущены и превратились в лесные чащи. Местные крестьяне «с дозволения начальства» выгуливали там скот, косили траву на сено и рубили деревья на дрова. Царицынские дачники на рубеже XIX-XX веков любили ходить туда по грибы и ягоды.
Осмотр царицынских урочищ лучше начать от входа в музей-заповедник близ станции метро «Орехово». Как во времена Екатерины Второй, так и в наши дни здесь проходит южный рубеж дворцовой части царицынского парка. В начале XIX века он был отмечен довольно высокой насыпью с бревенчатым забором. Дальше начинались угодья подмосковной деревни Орехово. Старинная насыпь частично сохранилась, хотя обросла высокими деревьями и кустарниками. На месте же деревни и сельских полей возник современный жилой микрорайон.
Ореховская окраина — весьма занимательное и по-своему даже волнующее место. Здесь зримо стыкуются образы всех эпох многовековой истории Царицына. Отсюда можно одновременно лицезреть и Москву XX века, и романтический массив парка XVIII-XIX веков с виднеющейся неподалеку беседкой «Храм Цереры», и патриархальные ландшафты в долине речки Язвенки, впадающей в Верхний Царицынский пруд.
Из очерка «Царицыно» в газете «Московский листок». 1898

Долина речки Язвенки

Музей-заповедник Царицыно

Долина речки Язвенки

В современной Москве осталось мало таких природных уголков, где можно укрыться от повседневной людской толчеи и назойливых шумов мегаполиса. Долина речки Язвенки в музее-заповеднике «Царицыно» — как раз одна из таких редких местностей.
Каким-то чудом буквально в пяти минутах ходьбы от станции метро «Орехово» исчезают вдруг виды близлежащих новостроек. Взору открываются подмосковные сельские пейзажи стародавних времен. Именно здесь, в долине речки Язвенки, археологи обнаруживают следы древних земледельческих поселений.
Панорама лесистых холмов наполняет душу восторгом единения с первозданной природой.
Ни о чем житейском тут и думать не хочется. Тянет присесть на одном из травянистых пригорков и безмятежно любоваться прелестными окрестностями.

«Бахрушинка»

Музей-заповедник Царицыно

Бахрушинка

Лесистые холмы долины речки Язвенки продолжаются по западному берегу Верхнего Царицынского пруда вплоть до знаменитого залива напротив павильона «Миловида». С конца
XIX века эта местность называется «Бахрушинкой» по фамилии знатного московского купеческого рода Бахрушиных, владевших неподалеку большой дачей.
В начале XIX века одну из дорог сквозь «бахрушинские» дебри так и называли — «Лешая». Здесь можно было даже заблудиться в труднопроходимых чащобах и глубоких тенистых оврагах.
В 2008 году «Бахрушинку» благоустроили по образцу дворцовой части парка с удобными аллеями, дорожками и лестницами. Тем не менее сохранились тут и заповедные заросли. Встречаются курганы-могильники древних вя тичей. С «бахрушинских» холмов Верхний Царицынский пруд кажется какой-то лесной рекой, несущей свои воды неизвестно откуда и куда…
Дивно в Царицыне! Наскучило удить рыбу в местных прудах, пойдешь по грибы и ягоды в окрестные леса. Кстати, в них встречаются жуткие чащобы наподобие леса царя Берендея! Невзначай можно и заплутаться!
Из очерка «Царицыно» в газете «Московские ведомости». 1885

Покровская сторона

Прямой путь от «Бахрушинки» по береговой дорожке Верхнего пруда ведет к так называемой «Покровской стороне». Название этой царицынской местности напоминает о старинном подмосковном селе Покровском, в состав земель которого она входила в XVIII веке.
До начала XX столетия Покровская сторона была своеобразным «полуостровом» на Верхнем Царицынском пруду. С одной стороны эту территорию «омывал» глубокий залив напротив павильона «Миловида», а с другой — не менее протяженный залив при впадении в пруд речки Городни (Городенки). Последний превратился в XX веке в большое болото, а в 1980-е годы заменен современным водоочистным сооружением.
Покровская сторона — единственная царицынская местность, где со времен Екатерины Второй в большом количестве сохранились березовые рощи. В остальных пространствах царицынского парка такие рощи уже во второй половине XIX века были заменены на липы, вязы, клены, осины и прочие широколиственные деревья. Березовые посадки со светлыми лужайками создают на Покровской стороне легкую, жизнерадостную атмосферу. Она приятно контрастирует с мрачновато элегическим настроением дворцовой части царицынского парка.
В 2005-2006 годах осуществлено благоустройство Покровской стороны с восстановлением исторических аллей и дорожек по проекту коллектива ландшафтных архитекторов под началом М.Р. Мориной.
Пройдите береговыми дорожками по скатам крутого берега, поднимитесь в широкие столетние аллеи густо разросшихся деревьев, спуститесь в овраги и овражки, обойдите Покровскую сторону, покатайтесь по пруду — и вы поймете, чем привлекательно Царицыно!
А. Ярц ев. «Подмосковные прогулки». 1891

«Дачные» лужайки

На рубеже XIX-XX веков Царицыно прославилось в качестве одной из самых популярных дачных местностей в окрестностях Москвы. Дачников привлекали не только его выдающиеся достопримечательности — развалины дворцов Екатерины Второй и великолепный парк, но и проведение в 1866 году Курской железной дороги. Здесь строили или арендовали дачные дома многие выдающиеся деятели той эпохи. Из самых знаменитых — председатель первой Государственной Думы России С.А.Муромцев, академик К.А.Тимирязев, историк И.Е.Забелин, литераторы А.Н.Плещеев, И.А.Бунин, Андрей Белый, Л.Н.Андреев, Б.К.Зайцев, Н.Д. Телешов и др. В 1904 году дачу в Царицыне (близ Большого моста через овраг) намеревался приобрести А.П.Чехов. В гости к известным царицынским дачникам наведывались композиторы П.И. Чайковский и М.А. Балакирев, публицист Н.К.Михайловский, историк М.О.Ключевский и др.
Ни одного из деревянных дачных строений той поры, к сожалению, не сохранилось. Единственными памятниками являются фрагмент ограды одной из дач на Покровской стороне и два каменных межевых знака 1909 года на «Бахрушинке», обозначавших границы земельных владений. На месте бывших царицынских дач светлеют теперь лишь парковые лужайки. Только редкие скопления плодовых деревьев — яблонь, груш и рябин, да одиночные кусты сирени и жасмина ностальгически напоминают о былой дачной жизни Царицына.
Из книги «Дачное обозрение и летний спутник москвича». 1899

Посчастливься Царицыну в XVIII-XIX веках стать действующей императорской резиденцией, оно наверняка прославилось бы аристократическими праздниками. Во дворцах Баженова и Казакова устраивались бы пышные торжества с участием придворной свиты и московской знати — приемы, балы, концерты, театральные представления.
Однако история распорядилась иначе. К середине XIX века дворцовый ансамбль Екатерины Второй превратился в печальные руины. На просторных полянах вокруг развалин Большого дворца местные крестьяне весело отмечали Троицын и Духов дни. В годы советской власти такие народные праздники сменились революционными митингами и демонстрациями.
Сегодня уникальный дворцово-парковый ансамбль стал одним из крупнейших музейно-выставочных и культурно-досуговых центров Москвы. На парковых территориях устраиваются массовые праздники, привлекающие широкий интерес москвичей и гостей столицы.
А вчера были именины великой княгини, и у нас у лесу исполняли комическую оперу к немалому изумлению окрестных мужиков, которые, я думаю, до тех пор и не знали, что есть на свете комическая опера.
Из письма императрицы Екатерины Второй барону Ф.-М. Гримму из Царицына от 27 августа 1775 года
В 1776 году Екатерина Вторая отвергла «за ненадобностью» предложение архитектора Баженова построить миниатюрный макет будущей императорской резиденции в Царицыне. А жаль! Только с высоты можно зримо понять первоначальный планировочный замысел Баженова. Сверху лучше всего видна и окончательная композиция царицынского дворцового ансамбля с Большим дворцом и парком XIX века.
Впрочем, еще в царствование Екатерины Второй в Россию пришло из Франции увлечение развлекательными полетами на воздушных шарах. В начале XIX века в Москве гастролировали с «аэростатическими опытами» супруги Андре-Жак и Женевьева Гарнерен. На совместный полет с мадам Гарнерен отважилась 8 мая 1804 года и некая московская жительница А.С. Тушенинова. Их рискованное из-за плохой погоды воздушное путешествие из Москвы увенчалось случайным приземлением в Царицыне.
Вид Царицына с птичьего полета мало кому знаком даже в наши дни. Но это, безусловно, незабываемое зрелище. Как на ладони обозревается весь дворцово-парковый ансамбль с его архитектурными памятниками и историческими ландшафтами на фоне грандиозной панорамы современной Москвы.

Музей-заповедник Царицыно

Светомузыкальный фонтан

Ночные увеселения в XVIII веке освещались в помещениях свечами и лампадами, а на воздухе — факелами в специальных плошках и бочках. Понятно, что такие празднества были весьма пожароопасными, и для их устройства требовались сотни работников.
В прихотливой игре ночного освещения Царицыно выглядит самым настоящим театром. Что ни шаг или поворот, — то новые волнующие впечатления. Каждая постройка манит своим собственным много-цветным образом, соперничая с соседними сооружениями игрой оригинальных форм и декоративных украшений. Как на театральном представлении, хочется порой кричать «браво» и аплодировать устроителям этого великолепного архитектурного праздника.
Царицыно — самый поэтический летний уголок Москвы. Петербург со всеми его островами и прекрасными рощами Петергофа и Царского Села не имеет ничего подобного. В лунной ночи с фантастическим колоритом еще красивее в Царицыне…
П. Боборыкин.
«Современная Москва». 1898

Парковые волшебства

Еще в XIX веке гости Царицына и особенно местные дачники мечтали о романтических прогулках по ночному парку. Им хотелось необыкновенных приключений среди архитектурных и ландшафтных достопримечательностей. Однако первые газовые фонари появились здесь лишь в начале XX столетия, а редкие электрические и того позже. Впрочем, молодежь никогда не смущалась темноты, время от времени устраивая шумные праздники с подсветкой в виде костров, бенгальских огней, фонарей и т.п. Если добавлялась музыка, то удовольствий хоть отбавляй!
После реконструкции Царицына в 2005-2007 годах парковые аллеи и дорожки повсеместно осветились на радость любителям поздних прогулок. Особая декоративно-художественная подсветка сделана для архитектурных сооружений. Все проникновенные разговоры тут неизбежно возвращаются… к самому Царицыну — его красотам, историческим легендам, тайнам и загадкам. Царицыно не любит посетителей, равнодушных к его собственной магии…
Юные царицынские дачники устроили себе праздник в темноте царицынского парка. Были танцы с музыкой, а знаменитая «Миловида» и прочие постройки осветились бенгальскими огнями и фейерверками. Зрелище незабываемое! Взволнованные дамы и кавалеры плохо спали после такой танцевально-бенгальской ночи.
Из очерка «Царицыно» в газете «Московский листок». 1888

Музей-заповедник Царицыно Архитектурные памятники