Интересное о мире

Интересное о мире

Все самое интересное о мире

Пасха новозаветная

Пасха

Пасха новозаветная

Нет праздника большего, чем Пасха, ибо в сердце её высшая радость: избавление от смерти! Пасха новозаветная не просто свободное от работы время, застолье с крашеными яичками, нарядная одежда, поздравления (хотя всё это объёмно и ярко в пасхальные дни). Празднование Пасхи охватывает все уровни бытия, весь порядок вещей. Пасха совершается на небе и на земле, в храмах и домах христиан, в домовинах усопших, в норах зверей и в птичьих гнёздах, ведь каждый год в Пасху раз за разом подтверждается ещё не сбывшееся, но начавшее сбываться самое грандиозное обещание Творца — обещание бессмертия всем живым существам на новой Земле, преображённой в нетлении. Потому-то всё участвует во вселенской пасхальной мистерии, приоткрывающей завесу Божественного замысла.

Для человека Пасха — живое, страстное трепетание души в общении с Богом. Это и 48-дневный пост, где главное не голод, а покаяние; и скорбное сопереживание крестным мукам Христовым — физическим и нравственным, связанным с изменой толпы, расчётливым предательством Иуды, малодушным отступничеством учеников и с той тоской, когда обычному человеку в невыносимости смертных мук представляется, что даже Бог покинул его. И Христос испытал то же, прошептав на Кресте: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?..» (Псалтирь, псалом 21.2). Эти дни наполнены и величайшим сострараданием к Марии матери Божьем, пережившей казнь Сына. И наконец, Пасха — ни с чем не сравнимое ликование при вечно новой вести, могучий глас, доносящийся из двухтысячелетней дали: «Христос воскресе!». И нет в сей час на Земле чужих. Ведь Иисус незримо, но явственно входит как в комнатушки истово верующих старушек, гак и в блистательные храмины богатых неофитов. Пробуя, отщипывает кусочки лакомого кулича, а на немой вопрос: «Ты и вправду воскрес?» — отвечает: «Не сомневайся, воскрес воистину».

Алтарь собора Нотр-Дам в Монреале. Канада

Алтарь собора Нотр-Дам в Монреале. Канада

Потрясающая картина наблюдалась в Иерусалиме в те дни, пока Господь ещё мёртвым почил во Гробе. Словно предваряя Его Воскресение, раскрылись многие могилы, а давно погребённые праведники живыми и здоровыми двинулись по знакомым улицам и пришли домой к изумлённым родным. Они воскресли, как оживлённый Христом Лазарь. Правда, то была всего лишь вторая жизнь, конечная, хоть и через 100 лет, но вместе с тем и некая подготовка человеческого сознания к Всеобщему Воскресению. «и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли…» (Св. Евангелие от Матфея 27:52)

Пасха — главный праздник христиан. Она венчает череду евангельских торжеств, соответствующих важнейшим событиям земной жизни Христа и Богородицы, подводящих ступень за ступенью к вершине веры — смерти и Воскресению Господню. Пасха выражает дух и главную мысль христианства — единственной религии всех времён, где, нарушив привычные законы естества, Бог из непостижной любви к человеку и во искушение этого Своего творения из застенка смертоносной греховности, Сам став Человеком, добровольно отдаёт Себя позорной, мучительной смерти. Христос, Бог и Сын Божий, мог бы сойти с Креста, как, глумясь, требовали палачи и враждебная толпа. Иисус же обратился ко Всевышнем)” «…Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Евангелие от Луки, 23.34). Это и о нас сказано. В каком отчаянии оказался бы род людской, если бы Христос действительно вознёсся прямо с Креста, покину в человека под вечным гнётом гадких поступков и мыслей, под вечным страхом смерти, ада, небытия! Того страха, что даже верующих повергает в сомнения. Не потому ли незадолго до Голгофы Христос произнёс: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Евангелие от Матфея, 16.4).

Обычай — это звено, связывающее нас с прошлым, с историей; он наследие седой старины, переходящее из поколения в поколение. Мы уже давно забыли самый смысл многих из обычаев, но крепко держимся их. Любой праздник — это важное, с нетерпением ожидаемое событие, и особенно — Святое Христово Воскресение.

Устройство пасхального стола — один из самых милых нам и древних обычаев. В старину пасхальные приготовления представляли собой настоящее священнодействие, какой-то культ. К ним готовились, о них говорили, думали. Когда пеклись бабы и куличи, то нельзя было хлопать дверями, скоро ходить, громко разговаривать, чтобы кулич не сел. Когда растирали пасху, Боже сохрани было начать мешать ее в обратную сторону! А окраска яиц, эта привилегия детей, сколько радости и веселья, сколько соревнования, запачканных рук и испорченного платья!

И вот результат всех этих забот — нарядный пасхальный стол, заманчивый и привлекательный, в особенности после поста, встречает нас в пасхальную ночь, когда при первых проблесках рассвета усталые и торжественно настроенные мы возвращаемся от заутрени. Ослепительная скатерть стола сверкает белизною. Целые груды различных яств, куличи, бабы, пасхи, ветчина, пасхальный барашек, различные заливные и фаршированные представители четвероногих и пернатых украшают стол в изобилии. Все это покрыто массой причудливых цветов, стилизованных пышных роз, самых ненатуральных оттенков. Все садятся за стол, радостные и голодные, шумно разговляются.

А в окна глядит разгорающаяся заря и с улицы, сквозь двойные рамы, врывается в комнату неcмолкающий звон пасхальных колоколов.

Украшение пасхального стола

Пасхальный стол должен быть непременно, по мере средств и умения, очень нарядным и обильным. Он накрывается ко времени возвращения семьи от пасхальной заутрени утрени и остается накрытым и убранным всю неделю, только несколько раз в день на нем следует прибирать, что расстроилось, ставить чистые тарелки, менять приборы и стаканы. Жаркое должно быть непременно украшено красиво вырезанными манжетками из белой бумаги.

Торты, куличи, бабы можно украсить небольшим количеством разноцветного крашеного пшена. Оно приятно смотрится на фоне белой сахарной глазури. Пшено готовят следующим образом Берется морковь, свежая зелень (соки) и т. д. Мраморный цвет получают так: яйцо обкладывается разноцветными ленточками, лоскутками, нитками. Затем обвязывается нитками, обертывается в тонкую белую материю, снова обвязывается нитками, опускается в холодную воду и ставится на огонь. После закипания варить 10 минут. Яйца после остывания вытирают ваткой, смоченной в растительном масле, затем полотенцем досуха. Как окрашенные, так и не окрашенные яйца можно дополнительно расписать, взяв обычные краски и пользуясь либо кисточкой, либо заостренной палочкой.

Выбор блюд к пасхальному столу зависит, разумеется, от вкуса и средств. Обязательными считаются только: пасха, кулич, окорок, крашенные яйца, сливочное масло, какое-нибудь холодное жаркое, да еще «четверговая соль».

 

Аристарх Лентулов. Василий Блаженный. 1913 г.

Аристарх Лентулов. Василий Блаженный. 1913 г.

Святые жёны-мироносицы — пример истинной жертвенной любви к Господу и самоотверженного служения Ему. Неслучайно именно Марии Магдалине первой явился воскресший Христос.

Этим Он предсказал Своё Воскресение: как Иона вышел живым из чрева проглотившего его кита, пробыв там три дня, так и Христос в третий день по смерти живым покинул могилу.
Живым Он явился сначала женщинам — самоотверженным последовательницам своим. (Женщины и теперь в большинстве наполняют храмы.) Потом Иисус предстал перед учениками и ещё более пятисот свидетелей видели и слышали Его на протяжении 40 дней. Смерть была попрана недвусмысленно: Христос, умерший телесно, телесно же и воскрес, проявив не только Божественную природу, но и всю полноту Своей человеческой индивидуальности. Тот, кто недавно молил Отца Небесного, чтобы смертная чаша миновала Его, Сам от души радовался вместе с учениками. В этой радости Иисус словно бы празднично шутлив, когда показывает ученикам невероятные возможности Своего нового (а их будущего) тела. Вот Он меняется до неузнаваемости, встречая их, а затем то голосом, то жестом «выдаёт» Себя, и бородатые апостолы с детским восторгом узнают Его.

 

Борис Кустодиев. Христосование. 1916 г.

Борис Кустодиев. Христосование. 1916 г.

Вот Он внезапно возникает и так же внезапно исчезает. А иногда просит дать поесть и действительно вкушает, как положено живому, печёную рыбу и мёд в сотах.
Проходя же сквозь стены, буднично здоровается с поражёнными людьми: «Мир вам». Но, проникаясь их мыслями, будто Он — призрак, предлагает: «…это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Евангелие от Луки, 24.39).
Недоверчивому апостолу Фоме Он разрешил даже потрогать Свои крестные раны: для таких, как Фома (как мы в большинстве своём), Господь всё ещё имел их на теле. Но при этом произнёс знаменательное на века всем сомневающимся: «…ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие» (Евангелие от Иоанна, 20.29). Как известно, древняя языческая Масленица, предшествующая Пасхе, заканчивается сжиганием чучела, в некоторых местах знаменательно называемого Смертью. Об уничтожении смерти мечтали ещё в первобытнос- Потому Пасха — праздник свершения. Свершилось то, что смутно чувствовалось уже с давних времён. Вот египетский бог-злак Осирис, преданный , как Иуда, братом, растерзанный и воскресший. Однако, хоть и есть в Осирисе покоряющая кротость, принимает муки он и воскресает не «за други своя», не за род человеческий. Или греческие боги — по виду существа безупречной красоты, сами бессмертные, но нелюбящие смертных, а лишь забавляющиеся их страданиями в борьбе с роком. Эти боги иногда принимают облик людей, равно как и животных, правда, лишь облик, подобный маске, притом исключительно ради любовной игры или интриг на Олимпе. По прихоти или прелюбодейному родству лишь нескольких человек они одарили бессмертием. И только один Христос взял на Себя все грехи смертных, один Он всем дал твёрдое обещание вечной жизни и приоткрыл, как это будет. Сбылись невероятные слова жившего за много веков до Иисуса ветхозаветного пророка Осии, вложенные в его уста Богом: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?..» (Книга пророка Осии, 13.14).

Воскресение Христово. Жены-мироносицы у гроба Господня. Русский север.XVII век

Воскресение Христово. Жены-мироносицы у гроба Господня. Русский север.XVII век

Порядок пасхальных торжеств таков: согласно постановлениям апостольским, Пасхе издревле предшествует 48-дневный Великий пост — Святая Четыредесятница. Далее следует неделя памяти Крестных Страстей, т. е. страданий Христа; её так и именуют: Страстная седмица, Пасха крестная. Каждый её день называют великим в знак величия воспоминаемых событий. Соблюдается строжайший пост. В Страстную неделю раньше закрывались все увеселительные заведения, не смеялись, старались говорить тихо. В эти дни Церковь призывает проникнуться Христом, «сораспяться» с ним. сострадать Ему всей душой, всем сердцем; дерзать приблизиться к Нему. И вот Пасха! В 40-дневном праздновании Воскресения Христова выделяется первая, Светлая седмица. Она начинается в ночь с субботы на воскресенье особо торжественным богослужением, отмечающим собственно момент победы Господа над смертью.

Воскрешение - Сошествие в ад. Икона. Псковская школа. XIV в.

Воскрешение — Сошествие в ад. Икона. Псковская школа. XIV в.

Празднование ветхозаветной Пасхи, во всём трагизме и пафосе отражая высочайшие духовные поиски и обретения человека, выглядит сегодня для христиан почти как народный, национальный, семейный праздник. А иудеи, вкушая опресноки и горькие травы, обмакнутые в воду, солёную, как слёзы предков-рабов, в глазах христиан всё ещё как бы пребывают за дверями своих домов, охранённые жертвенной кровью ветхозаветных агнцев. И с надеждой и верой вспоминают, как Бог вёл их, избранных Себе во служение, по пустыне, и ждут, ждут, ждут Мессию. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, Его уже встретили! Уже открыты навстречу Спасителю все дома, как открывается алтарная завеса во время пасхального богослужения.

Первый Вселенский собор (325 г.) утвердил празднование Пасхи христианами с первого воскресного дня после весеннего равноденствия и первого мартовского полнолуния. Поэтому первое Пасхальное воскресенье, Царь дней, чаще всего бывает между 22 марта и 25 апреля. Блаженный Августин разъяснял: «Слово Пасха есть еврейское и значит прехождение от смерти к жизни, как говорит и Сам Господь: „…слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь“» (Евангелие от Иоанна, 5.24). Подобно тому как кровь непорочного агнца смыла грехи ветхозаветных евреев и ангел смерти миновал их двери, так и Кровь Христова, стекая с Креста на землю, смыла с головы Адама, похороненного у его подножия, первородный грех, а с ним и грехи всего человечества, чтобы смерть миновала двери всех без исключения. Миновала! Оттого — снова Пасха, только теперь это слово обогащено новым, окончательным смыслом.

Грюневальд. Воскресение Христа. Изенгеймский алтарь. 1512—1516 гг.

Грюневальд. Воскресение Христа. Изенгеймский алтарь. 1512—1516 гг.

Оттого, устанавливая время очередной новозаветной Пасхи, следят за тем. чтобы она как можно дальше отстояла от ветхозаветной.
Христиане уже знают Того, Кто и смерть Свою показал как второе, новое Рождество, восстав из отчаянной черноты гроба, словно из нежной тьмы материнского чрева. И если в Рождество ангелы поют: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человеках благоволение», то Пасху славят и люди: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
Иисус при этом втором Рождестве предстаёт Спасителем не одних только людей, но и всего живого, так же как был его Творцом при сотворении мира неразделимо с Богом Отцом и Богом Духом Святым. Ещё до Голгофы, изгнав из Храма пастушьим хлыстом торговцев животными, он упразднил принесение в жертву покорных тельцов, кротких горлиц, безропотных агнцев. Такие жертвы становятся бессмысленными, когда всходит на Крест Христос — истинный «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Евангелие от Иоанна, 1.29). А воскреснув, Спаситель повелел апостолам: «…идите но всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Евангелие от Марка, 16.15). Апостол Павел говорит, что всё живое, вся «…тварь освобождена будет от рабства тлению…» (Послание к Римлянам, 8.21). И вместе с человеком вся тварь празднует Пасху Христову, ибо Воскресение совершится в том же порядке, что и Творение.
Масштаб Всеобщего Воскресения не подвластен нашему воображению: ведь восстанут и все когда-либо жившие люди, и исчезнувшие виды животных, и растения. Райски преобразятся воздух и воды. Восстанут и те малые, чья жизнь неизменно шла на поддержание других жизней.

Гулянье и катание в Подновинском во время пасхальной недели. Гравюра. 1834 г

Гулянье и катание в Подновинском во время пасхальной недели. Гравюра. 1834 г

Вот звучит голос святого Иоанна Дамаскина: «Воскресения день, и просвятимся торжеством, и друг друга обымем… братие, и ненавидящих нас простим вся Воскресением, и тако возопим: Христос Воскресе из мертвых!». Вот голос святого Григория Богослова: «Ныне спасение миру — миру видимому и невидимому! Христос восстал из мертвых, восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей — восходите и вы; Христос из гроба-освобождайтесь от уз греха… отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха Господня!.. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств, столько превосходства, даже и Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Пасха нромыслительно приходит весной. В тёплых странах, чудится, благоухают именно те ароматы, что несли жёны-мироносицы для мёртвого Иисуса, а встретив Его живым, растерянно обронили драгоценные скляницы, и благовоние разлилось по всей Земле. Расцветают лиловые ирисы и жёлтые лилии, столь любимые Иисусом, предпочитавшим их фиолетовый пурпур и золото всей роскоши царя Соломона. И ласточки летят со Святой земли с благой вестью в северные страны, где само солнце играет радужными кольцами на заре первого пасхального дня под музыку птичьих хоров и ручьёв, воскресших из-подо льда. А многие птицы несут прямо-таки^ото- вые пасхальные яйца — голубые в зелёных разводах, жёлтенькие в крапинку, золотистые…

Дионисий и мастерская. Сошествие в ад. Около 1500-1502 гг.

Дионисий и мастерская. Сошествие в ад. Около 1500-1502 гг.

Слово «пасха» пришло к нам из греческого языка. Оно означает «прехождение», «избавление». В этот день христиане торжествуют избавление через Спасителя всего человечества от греховности и дарование вечной жизни и вечного блаженства. В переводе с древнееврейского слово «пасха» также означает «прехождение», «избавление». Иудеи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминают об освобождении своих предков от рабства египетского. Древнееврейское «пасха», по словам Григория Богослова, в греческой огласовке обогатилось новым смыслом, поскольку оказалось созвучно греческому слову, означающему «страдание».

Если «всякое дыхание хвалит Господа», то какие же слова находит в Пасху человек, любящий Христа! Сколько боговдохновенных речей, поэтических песнопений, молитв излилось из уст Святых Отцов!
Пасха Христова сегодня — праздник абсолютной веры. Если бы не было такой веры в народах, в веках, прошедших со времени Распятия и Воскресения, то к чем бы вся сказочная архитектура христианских храмов — от Софии Константинопольской до Нотр-Дам де Пари, от Василия Блаженного в Москве до Саграда Фамилиа в Барселоне? К чему красота их убранства — «земное небо», созданное от полноты души в пределе сил человеческих? Для чего благовестят торжественные и ликующие колокола? Ангельски звучат церковные хоры, и море света заливает храмы? А драгоценные ризы духовенства переменяются с вечера Страстной субботы до утра Воскресения от траурных чёрных и белых через зелёные, голубые к пурпур- но-красным, золотым — цветоносным и светоносным облачениям Пасхи, знаменующим те одежды Славы Божьей, в какие по Всеобщему Воскресению облекутся Божьи избранники…
И 4fb такое тогда озарения пророков, подвиги и видения святых, а главное — Слово Божье, начертанное в Писании?

Крест-мощевик «Спас в силах». Серебро, позолота, чернение. Мастерские Юрия Фёдорова. 1997 г

Крест-мощевик «Спас в силах». Серебро, позолота, чернение. Мастерские Юрия Фёдорова. 1997 г

Всё это было бы не великим торжеством единения человека с его Создателем, а пустым спектаклем, если бы не глубочайшая христианская вера. Апостол Павел сказал с беспощадной определённостью: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (Первое послание к Коринфянам, 15.13—14).
Однако если не духом, то разумом, если не разумом, то чувством даже не- смышлённый ребёнок, даже малая птичка или травинка знают как-то по-своему, что если бы не произошло Воскресение, то и Творение стало бы бессмысленным. Потому-то и в Пасхальную ночь, и в Пасхальное утро, и все 40 дней до Вознесения Христова в храмах звучит неустанно и бессчётно в возгласах священников, в пении хора: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» (Тропарь, глас 5). В том неоспоримая истина Пасхи.

Ян ван Эйк. Гентский алтарь. Фрагмент. 1432 г

Ян ван Эйк. Гентский алтарь. Фрагмент. 1432 г

Пасхальное чудо в Иерусалиме

Благой дар Божий, посылаемый по Его милости, а не за заслуги человека, грандиозно проявлен в нисхождении Благодатного Огня над Гробом Господним. Чудо Благодатного Огня ещё более чудо оттого, что оно повторяется. Из века в век, из года в год над простой каменной скамьёй, где три дня мёртвым лежал Христос, возгорается тихий нетварный свет, переходящий в Огонь. В тот же год, когда Огонь не приидет, наступит конец света. Так говорит предание.

Животворящий Огонь появляется днём, но в густом сумраке, ибо ещё накануне, в Страстную пятницу, в храме (под контролем полиции) гасят все лампады и свечи. Кувуклия — часовня над могильной пещерой Христа запечатывается огромной восковой печатью, и у Гроба Спасителя не остаётся ни земного огня, ни средств его получения. Храм погружается в сумрак, похожий на ту тьму, что накрыла Иерусалим, когда Господь на Кресте испустил дух. Погружается во мрак, подобный печали апостолов, когда оставили они бездыханного Учителя в пещере-склепе. Во мрак, схожий с мраком души, лишённой Бога. А в ночь со Страстной пятницы окутывает храм тьма ещё и снаружи. Но эта тьма несёт в себе Свет, как Великая суббота — Воскресение.

Лик Христа. Туринская плащаница

Лик Христа. Туринская плащаница

С утра Великой субботы храм наполняется людьми самых разных национальностей и религий, объединённых жаждой приблизиться к Небесному Огню. Знаменательно, что они ждут Огня, прекрасно сознавая, что нисходит он только в канун православной Пасхи и что только православный священник может получить Огненную Благодать. Правда, несколько веков назад армянские христиане — монофиситы, подкупом получив разрешение светских властей, заперлись в храме и, взывая ко Всевышнему, надеялись получить Благодатный Огонь. Но увы! Огонь явился, но не в храме (где рыдали отчаявшиеся армяне), а во дворе, где кротко молились православные греки. Грохнуло, и из треснувшей колонны вырвалось с искрами пламя, воспалив свечи. Явился новозаветный Благодатный Огонь, напоминая грозный ветхозаветный «огнь поядающий», чтр не одни только жертвенные приношения поглощал, но и порой испепелял грешников. С тех пор у епископа Армянского немного двусмысленная роль в этой мистерии. Он вместе с православным патриархом (как правило, патриархом Иерусалимским) заходит в Кувуклию. Но тот продвигается на коленях дальше, в погребальную пещеру, где молится в полной темноте, армянский же иерей остаётся, чтобы наблюдать за ним, в приделе Ангела. Важная деталь: православного архипастыря до его входа в Кувуклию два архимандрита с протодиаконами разоблачают вплоть до полотняного подрясника и осматривают с ног до головы.

Эуген А. Гирард. Обретение Благодатного Огня. Фрагмент.

Эуген А. Гирард. Обретение Благодатного Огня. Фрагмент.

По рассказам епископов, удостоенных получить Благодатный Огонь, он возникает как слабое голубоватое свечение над гробовым ложем Христа, покрытым мелкими, неведомо как возникшими шариками, похожими и на бисер, и на капельки цветной росы: голубыми, жёлтыми, красными. Стоит прикоснуться ваткой к этим влажным сияющим шарикам, как она вспыхивает. Ею патриарх возжигает большую лампаду над Гробом Господним и свечи. (Впрочем, лампада часто загорается сама собой.) А бывает, что до появления Огня священник молится минут десять, которые кажутся целой вечностью тем, кто стоит за стенами Кувуклии в сумраке и страхе. Иногда Огонь уже встречает священника.

Порой приходится ждать и молиться долго, но чаще всего к двум часам пополудни, пресекая темноту храма и трепет верующих, патриарх появляется в дверях Кувуклии, держа в поднятых руках две связки горящих свечей — их 33 в каждой, по числу лет Спасителя. В белом подряснике, похожем на серебристый хитон, движется потрясённый старец в голубоватом сиянии первых минут Благодати среди радостных лиц, залитых слезами, среди сотен рук, зажигающих свои свечи от его свечей.

Многие умываются нетварным Небесным Огнём: он не обжигает в первые минуты, пока, разгоревшись, не становится обычным земным огнём.

Сверхъестественна скорость его распространения по храму. Конечно, люди спешат зажечь связки своих свечей, но многие свечи, лампады, паникадила загораются сами собой. Как подчас вспыхивают в храме и подброшенные в воздух свечи. Над Кувуклией сверкают змейки маленьких голубых молний без разрядов. Голубые шаровые молнии, безвредные, как голуби, садятся на крышу Кувуклии. Крики, плач, пение, гром барабанов, музыка… Не то ли испытают люди в день Страшного суда, когда падёт на землю Небесный Огонь, но будет он не «огнь поядающий», а милостивый, смывающий грех Благодатный Огонь?

А пока что весь храм — гигантская Неопалимая Купина, и победно Глас Божий звучит в каждом сердце: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Первое послание к Коринфянам, 1 5.55). И каждое сердце откликается возгласом: «Христос воскресе!». Это миг просветления.

Пасха новозаветная

«ТРАПЕЗА ИСПОЛНЕНА…»

Пасхальному пиру веры сопутствует, естественно, пир в буквальном смысле слова — праздничное застолье, даже и в монастыре. Разумеется, каждый пасхальный стол зависит от благосостояния хозяина. Не все могут накрыть стол из 48 блюд по числу дней Великого поста. Но любой стол полон, если на нем выставлена ритуальная трапеза: кулич, творожная пасха, крашеные яички, освящённые в храме в Страстную субботу.

Согласно святому Августину, сказавшему, что «Новый Завет сокрыт в Ветхом», все эти яства соотносятся с ритуальным столом ветхозаветной Пасхи примерно так, как буквальное жертвенное обрезание соотносится с духовным «обрезанием» — святым крещением. Так, крутое яйцо хаггига на иудейском пасхальном столе символизирует праздничную жертву, когда-то приносимую в Храме. Яйцо передают по кусочку каждому и едят, макнув в солёную воду — в знак слёз о разрушенном Храме. (Храм в Иерусалиме, уничтоженный римлянами в 70 г., был единственным у иудеев храмом, положенным по законам религии. Синагоги — не храмы, но молитвенные собрания.) Это яйцо печали, его не красят. Крутое яйцо на празднике новозаветной Пасхи непременно ярко окрашено и имеет надпись: «X. В.», т. е.: «Христос воскресе!». Это яйцо ликования.

Пасхальное яйцо. начало ХХ века

Пасхальное яйцо. начало ХХ века

В ветхозаветном пасхальном угощении обязательна коричневая масса из протёртых фиников, орехов, изюма, корицы, вина («харосет») — знак той красной египетской глины, какой закабалённые евреи скрепляли бесчисленные кирпичи на каторжной фараоновой стройке. Новозаветный ритуал заменил постную фруктовую пасту на скоромную творожную пасху. Форма пасхи в той или иной степени соответствует собирательному образу Святой горы, столь важному в Священном Писании. У православных греков пасха — это невысокий круглый холмик, сформированный с помощью глубокой тарелки. Классического вида пасха у русских — четырёхгранная горка, подобная пирамиде (заготовленную массу из перетёртого творога, сахара, яиц, сливок, цукатов, ванили выпрессовывают в специальной деревянной форме). Это как бы и гора Синай, где Моисей получил десять заповедей от Бога, и Голгофа, поскольку на гранях пасхи пропечатаны буквы «X. В.», а на ступенях — голгофские кресты. Пасха напоминает и о горе Елеонской, откуда Спаситель вознёсся к Отцу Небесному.

Ветхозаветным опреснокам, маце, бесспорно, отвечает квасной хлеб: закваска — символ греховности у иудеев стала символом христианской чистоты. Всю Светлую седмицу перед иконостасом напротив царских врат размещают огромный нарядный священный квасной хлеб, называемый по-гречески «артос». Его, как правило, приготовляют в монастырях с молитвой и особым тщанием. Выпечка артоса требует большого мастерства. Следует очень хорошо пропечь этот многокилограммовый хлебный столп из белоснежной муки идеального качества. Нужно покрыть его разноцветным узором, золотом, вывести по всему краю полностью стих: «Христос воскресе из мертвых» и т. д. Благословение артоса, освящение его в алтаре специальной молитвой и священнодействием относится к важнейшим пасхальным обрядам. Всю Светлую седмицу с артосом совершают крестный ход в знак того, что Христос — хлеб насущный духовного существования — всегда с нами. В Светлую субботу артос «раздробляют», и кусочки святыни раздают верующим для укрепления души и тела.

Пасхальный кулич.

Пасхальный кулич.

Но ещё ранее на Страстной неделе в домах, пекарнях, кондитерских заготовляется множество пасхальных кексов по самым разнообразным рецептам. В России это кулич. Своей формой кулич напоминает артос. Да и смыслом тоже: ветхозаветная маца, хлеб скорби, сменяется хлебом радости. И не потому только, что аскетично безвкусные сухие пластинки опресноков заменяет золотистая выпечка, сдобная, сладкая, с вкраплениями изюма и фисташек. Как кусочек опреснока заменил на ветхозаветном пасхальном столе мясо жертвенного агнца, так и кулич напоминает о Христе — Агнце Божьем (не случайно сохранилась старинная выпечная форма в виде барашка). И подобно тому как умащали Тело Господа благовониями, кулич насыщается ароматами различных пряностей. И он непременно содержит изюм: виноград — символ веры Христовой. Куличом не просто разговляются после Великого поста — вкушая его первый кусочек, вспоминают о радостном могуществе причастия.

И наконец, вместо горьких трав — знака горестей египетского рабства на иудейском пасхальном столе — у христиан на Пасху расцветают яркие розы на вершине творожной пасхальной горки, на глазурованной шапочке кулича, во рту жареного поросёнка или рыбы — древнейшего символа Христа.

Трапеза

«ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ВИДЕВШИ…»

Плащаница (Санта-Синдоне, Святой саван), хранящаяся в католическом соборе Иоанна Крестителя в Турине, являет собой столь же грандиозное чудо- доказательство смерти и Воскресения Христа, сколь и Благодатный Огонь над Его Гробом, возгорающийся исключительно на православную Пасху.

Сотни людей: крестьяне, торговцы, палачи, солдаты, близкие — воочию видели, как умер Христос на Кресте. Для верности «…один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Евангелие от Иоанна, 19.34). Близкие, хороня истерзанное тело Иисуса ощущали несомненную безнадёжность его мертвенности. Много часов Христос был также мёртв, как любой из умерших. Но Он воскрес! Сотни людей видели Его восставшим из смерти во всей полноте телесных сил, видели опустевшую могилу, сброшенный кокон савана, но именно момент Воскресения был сокровенен до тех пор, пока Господь Сам не преоткрыл завесу над тайной тайн.

Ханс Мемлинг. Воскресение. Триптих. Правая часть. 1491 г

Ханс Мемлинг. Воскресение. Триптих. Правая часть. 1491 г

Это случилось почти двадцать веков спустя, когда мир, во многом сформированный как христианская цивилизация, стремительно становился миром научных и технических ценностей, миром аналитического восприятия действительности. Живое ощущение Христа для многих затуманилось попытками объяснить Его слова и поступки историческими причинами, Его крестную смерть и Воскресение — хорошо продуманным фокусом. Все чаще в XIX-Xxвках звучали фразы: «Наука доказала, что Бога нет», «Воскресение мертвых противоречит законам природы». И вот, верно сжалившись над скептиками и утверждая краеугольный камень Нового Завета — веру в Воскресение Христово, Он Сам явил Себя на беспристрастной фотографии, полученной с негатива, которым оказался окровавленный саван Спасителя.

2

Среди сорока с лишним саванов, приписываемых Иисусу, народное мнение упорно веками почитало за подлинный только один — плащаницу, хранящуюся в Турине. Эта льнаная золотистая ткань в бурых пятнах, создающих смутное очертание лежащей человеческой фигуры. В 1 898 г. плащаницу в красивой раме под охраной золочёных ангелов и живых гвардейцев выставили на всеобщее обозрение, а фотограф Секондо Пиа решил запечатлеть это событие с помощью своего громоздкого аппарата. Когда же ночью на стеклянном негативе, опущенном в проявитель, проступило позитивное изображение лика Распятого, фотограф испытал потрясение, сходное с потрясением апостола Павла — на пути в Дамаск тот оказался в некоей световой среде и услышал голос Христа. В экстазе Павел ослеп и пал наземь. Секондо Пиа, окаменев, просидел до утра не в силах оторвать взгляд от изображения по истине чудесного. Утром оно стало достоянием всего мира, достоянием веры и науки.

Плащаницу назвали пятым Евангелием: она не только удостоверила слова евангелистов, но и раскрыла неизвестные жесточайшие подробности Страстей и погребения. Новые откровения плащаницы произошли в XX в. благодаря прогрессивным методам исследования, самой передовой научной аппаратуре, деятельности учёных — представителей самых разных дисциплин: богословов, историков, искусствоведов, медиков, криминалистов, химиков, физиков, биологов, нумизматов. Фотография с плащаницы показала проломленные бровь и нос Спасителя (исследования даже установили толщину палки, которой нанесли удар); Тело Христа, сплошь покрытое рытвинами — следами избиений плетьми с крючьями, вырывавшими куски плоти. Терновый венец оказался вовсе не привычным изящным колечком с картин и статуй, а комом гвоздеподобных колючек, вколоченных в голову Страдальца. Рентген выявил, что умелое копьё палача, пронзившее правый, а не левый бок Господа, действительно достигло сердца. А руки Его пригвоздили к Кресту не в ладонях, как традиционно изображали художники, но в запястьях: иначе ладони разорвались бы, и Тело рухнуло с Креста.

Плащаница столь беспощадна, что, глядя на Тело Распятого, мы чувствуем себя сопричастными как активному Иуде, так и пассивному Пилату. Плащаница столь милостива, что глядя на лик Христа, мы получаем надежду на спасение. Лик выступает из могильной темноты фона, мерцая, словно создаваясь разгорающимся бгагодатным светом. Мы сразу же узнаём этот облик, неповторимый, хотя и тысячи раз таинственным эхом отражённый в иконах. Такое совершенство при всей изуродованности, такая кротость всепрощения могут быть только на Лике Бессмертного в смерти. И невыразимая сосредоточенность в покое, точно Лик отражает какое-то потустороннее вйдение, даже, возможно, и ад, куда Спаситель, по преданию, Духом спустился по смерти, уподобясь человеку, и откуда как Бог вывел Адама и Еву, искуплённых Его муками.

Ученые получили даже трёхмерное изображение Распятого: плащаница оказалась не только негативом, но и голограммой. Располагая нозими данными, исследователи упорно пытаются, но не могут объяснить, каким образом и кто создал негативное изображение на плащанице во времена когда до изобретения фотографии оставалось почти двадцать столетий. Для верующих (и уверовавших исследователей Святого савана) несомненно: это сделал Христос. Он Сам, воскресая, оставил нам отпечаток Своего облика. Это Он прошёл сквозь похоронные пелены, не потревожив их, подобно свету, проникающему сквозь стекло. (Тем самым плащаница подтверждает и немыслимую для банального ума беспорочность Рождества Иисуса: так же, подобно свету, Он прошел сквозь плоть Богородицы, не нарушив Её. Ведь и воскреснув, Он родился, Первенец из умерших.

Изображение на плащанице делает нас свидетелями не только подлинного ужаса Христовых страстей, но и момента, когда Тело Спасителя ещё сковано смертью, но процессы, связанные с ней, прекратилось и уже началось действие Божественной энергии Воскресения.