Интересное о мире

Интересное о мире

Все самое интересное о мире

Персеполь

2

Персеполь
В 1767 г. вернувшийся из семилетнего путешествия по странам Передней Азии ганноверец Карстен Нибур, состоявший на службе у датского короля Фредерика I, привез в Европу множество сенсационных по тем временам сведений «о древностях Аравии и других прилегающих к ней стран». В их числе были копии клинописных текстов, обнаруженные в семидесяти милях северо-восточнее Шираза. Здесь находились гигантские развалины города, в котором Нибур опознал Персеполь — знаменитую столицу Персидской державы, сожженную Александром Македонским.

36 лет правил Персией «царь царей» Дарий I из династии Ахеменидов. В 500-х гг. до н.э. его власть достигла апогея. Персидское царство утвердилось в Передней Азии и распространилось далеко за ее пределы. Вавилония, Ассирия, Малая Азия, Египет, Мидия. Армения, Сирия и Средняя Азия вошли в его состав. Пик славы ахеменидского Ирана был кратковременным (539—330 гг. до н.э.), но грозным и блистательным.
Около 515 г. до н.э. по повелению Дария I на плоскогорье Мерв-Дашт, у подножия горы Кух-и Рахмат («Гора Милосердия») была заложена новая столица страны — Парса, или. как ее называли греки, Персеполь — «город персов», призванная символизировать мощь и блеск огромной державы Ахеменидов. По имени этого города сначала греки, а затем и весь мир стали именовать Иран Персией — до тех пор, пока в 1936 г. иранское правительство не обратилось ко всем странам с просьбой называть страну Ираном. В средние века руины Персеполя назывались Тахт-и Джемшид — «Трон Джемшида», по имени мифического героя иранского эпоса.
Более полувека строился город. Ежегодно здесь трудилось более трех тысяч человек, в том числе сотни военнопленных. Со всех концов огромной империи — Вавилона, Малой Азии, Египта и Мидии — в Персеполь были свезены лучшие каменотесы, кирпичники, скульпторы, резчики. В результате столица Персии затмила своим размахом и роскошью все, что было создано в былые века в других странах Востока.

1

Постройки Персеполя занимали территорию в 135 тысяч кв. м. С трех сторон город окружала двойная крепостная стена (с четвертой стороны высилась неприступная горная скала), за которой располагались резиденция царя, многочисленные парадные и хозяйственные помещения, казармы гвардии «бессмертных», конюшни. Все эти постройки были возведены на гигантской искусственной террасе размерами 500 x 300 м, облицованной громадными блоками, которая возвышается над окружающей равниной на 13 м.
Оборонительные стены Персеполя имели толщину 4,5—5,5 м и высоту от 11,5 до 15 м. Попасть в город можно было по широкой парадной лестнице из двух маршей в 111 ступеней, сложенных из массивных блоков белого известняка. Лестница вела к «Вратам всех стран» («пропилеям Ксеркса»), украшенным изображениями четырех колоссальных человеко-быков, над головами которых надписи на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках сообщали о царях-строителях Персеполя — Дарии и Ксерксе. В юго-западном углу террасы располагался другой вход — служебный, по которому доставляли животных, продукты и т.д.

3

Центральное сооружение Персеполя — его знаменитая «ападана». Такое название получило оригинальное творение персидских зодчих: многоколонный парадный зал с целым лесом легких, стройных колонн, увенчанных тяжелыми капителями в виде бычьих фигур.
Апалану в Персеполе, которая стала одним из самых величественных зданий Дреdнего мира, начали сооружать в 492 г. до н.э. при Дарии 1, а завершена она была лишь в 481 г. до н.э. уже при Ксерксе 1. Впоследствии в фундаменте здания археологи нашли два каменных ящика с золотой и серебряной закладными табличками весом по 9,6 кг каждая, на которых на трех языках начертаны клинописные надписи. Эти тексты свидетельствуют, что здание было заложено Дарием, хотя в надписях на лестнице ападаны ее сооружение приписывается Ксерксу. В надписях на глазурованных кирпичах, украшающих внешнюю стену ападаны, Ксеркс заявляет, что он завершил работу, начатую отцом.
Ападана, толстые стены которой были сооружены из кирпича-сырца, представляла собой огромный квадратный зал размером 60×60 м (3600 кв. м). Римский историк и географ Страбон пишет, что на роскошных обедах здесь пировало по 15 тысяч человек, для которых резали тысячу голов рогатого скота. В зал вели деревянные, обшитые золотом входные двери (во время раскопок был найден кусок золотой пластинки, содранной с одной из них). С трех сторон ападану окружали двенадцатиколонные портики, по углам возвышались массивные четырехугольные башни с лестницами, которые вели на крышу. Потолок зала и портиков поддержи ват и 72 тонкие и изящные каменные колонны высотой более 20 м. До нашего времени от этого «леса колонн» уцелело лишь 13.

4

Пол ападаны был поднят на 4 м выше уровня платформы, поэтому в зал вели две широкие лестницы, украшенные многочисленными рельефами. Среди этих изображений — Дарий 1 патроне, за которым стоит его сын и наследник Ксеркс: сцена торжественного приема Дарием сатрапа Мидии; сцены борьбы царя с крылатыми грифонами. Когда-то эти рельефы имели вставки из бронзы и пасты и были раскрашены в яркие цвета.
Ападану украшал и знаменитый майоликовый фриз с изображением царских телохранителей, ныне находящийся в Лувре. Греки называли этих гвардейцев Дария «бессмертными», так как их всегда было ровно десять тысяч. Обра зы этих могучих и бесстрастных воинов празднично-торжественны. Так же статично и торжественно выполнены рельефы, украшающие лестничные марши. Их заполняют идущие мерной поступью воины царя Дария: солдаты эламских полков с копьями и луками, персидские «бессмертные» с копьями и щитами, мидийцы с короткими мечами-акинаками и луками. Вслед за эламской гвардией воины несут царский трон, ведут царских коней и тянут царские колесницы.

Гробница Артаксеркса III

Гробница Артаксеркса III

На других рельефах в несколько ярусов изображено шествие 33 покоренных народов, каждый из которых ведет сатрап — глава провинции, назначавшийся из числа знатных персов. Если эти рельефы растянуть в одну линию, они заняли бы 400 м в длину. Это настоящий этнографический музей с изображением всех характерных особенностей одежды и черт лица различных племен и народов: здесь мидийцы, ведущие под уздцы коней, несущие золотые вазы и кубки; эламиты с прирученными львицами и золотыми кинжалами; нубийцы с жирафами; вавилоняне с быками; армяне с конями и пышно украшенными пиршественными рогами — ритонами; арабы с верблюдами.
Специальные коридоры связывали ападану с дворцами Дария и Ксеркса (в надписи Дария его дворец назван «тачара», а в надписях Ксеркса употребляется название «ха- диш»). Как и дворцы Ассирии, резиденции персидских владык были украшены огромными рельефами. У входов во дворцы стояли крылатые быки внушительных размеров. Золотые обшивки и многоцветные изразцы украшали залитые светом покои.

5

На настенных рельефах дворца Дария изображены целые шеренги слуг, несущих кубки, чаши, бурдюки с вином, ягнят, молодых оленей для царского стола. Судя по одежде, это персы и мидийцы. Здесь же сохрани лось и изображение самого Дария в длинной одежде и высокой зубчатой тиаре, которая когда-то была покрыта листовым золотом. Рядом с Дарием изображены два придворных перса в такой же длинной одежде и в тиарах, но более коротких, чем у царя.
Восточную часть резиденции занимает дворец Ксеркса. По своей архитектуре он похож на дворец Дария, и слуги, несущие еду, мало чем отличаются от тех, которые изображены на фасаде дворца Дария. При Ксерксе в Персеполе было сооружено здание гарема, где жили женщины царской семьи.
В 466 г. до н.э. в Персеполе был построен Тронный (Стоколонный) зал. Это самое большое после ападаны здание в городе, его размеры составляют 70×70 м. Потолок зала держался на ста колоннах высотой 20 м. Строительство Стоколонного зала, вероятно, было начато еще Дарием, хотя надпись на аккадском языке, найденная в его стенах, относит его сооружение ко времени правления внука Дария — Артаксеркса I. В этом зале располагался дворцовый «музей», где были выставлены наиболее ценные царские сокровища. Как полагают, сюда складывали и подарки, преподносимые царю. У северного входа в Тронный зал изображен царь, борющийся с чудовищем, у которого голова, туловище и передние лапы льва, шея, крылья и задние ноги птицы, а хвост скорпиона. Таких изображений в Персеполе много, и они символизируют борьбу с созданиями Аримана, олицетворявшего зло (в противоположность солнечному божеству Ахура-Мазде, олицетворявшего добро).

6

Хотя при Артаксерксе I строительство в Персеполе в основном закончилось (лишь при Артаксерксе III был возведен еще один царский дворец), сотни мастеров должны были постоянно следить за сохранностью зданий из сырцового кирпича, чтобы стены не обвалились от частых в период между декабрем и мартом ливневых дождей, предохранять дренажную систему от наносов, а также ухаживать за садами, разбитыми на террасе и в окрестностях.
Несмотря на неслыханную роскошь и поистине царское величие, весь этот гигантский ансамбль оживал только один раз в году: весной, вдень празднования иранского Нового года — Навруза, совпадавшего с днем весеннего равноденствия. Все остальное время царь проводил в двух других своих столицах — Сузах или Пасаргаде. Тем пышнее и торжественнее были церемонии, устраивавшиеся в Персеполе, когда 21 марта в город прибывал сам царь в сопровождении обширной свиты и десяти тысяч «бессмертных», съезжались все вельможи огромной империи, вожди племен, военачальники и знать, депутации от многочисленных народов, входивших в империю Ахеменидов, — каждая с подарками, символизирущими богатства их стран. Огромная процессия поднималась на террасу дворца по величественным лестничным маршам к подножию ападаны, и этой процессии вторило такое же ритмичное, торжественное и пышное шествие сотен солдат, вельмож, чиновников, жрецов, представителей различных народов, высеченных на стенах лестницы, на стенах ападаны, на стенах дворца. Ритуалу новогоднего праздника вторили и рельефы персепольских дворцов, на которых запечатлены мифы и обряды древних иранцев: борьба между старым и новым годом, между добром и злом, символизируемая битвой царя с чудовищами, надежды на благополучие в наступающем году, праздничные пиршества…

7

Александр Македонский, завоевав Пер- сеполь в 330 г. до н.э., сжег дотла столицу побежденного персидского царства. Это произошло во время одного пиршества, «когда он, — как говорит Диодор Сицилийский, — уже не владел собой». Предание рассказывает, что во время этого пира афинская блудница Тайс в неистовстве схватила факел и швырнула его между деревянных колонн дворца, а пьяный Александр и его свита последовали ее примеру. Рассказы древних авторов об этом пожаре подтверждаются и археологическими раскопками: в руинах ападаны, тронного зала и царской сокровищницы отчетливо видны следы катастрофы — обожженные стены и обугленные остатки различных предметов, а пол Тронного зала покрыт пеплом почти метровой толщины. Это — пепел от кедровых балок, когда-то поддерживавших потолок.

8

В средние века остатки Персепольского дворца еще кое-как поддерживались и даже одно время служили резиденцией для местных эмиров, но затем они пришли в окончательное запустение, и среди величественных руин бродили только овцы. Подобно многим другим древним постройкам, дворец Дария служил каменоломней для местных жителей. С каждым десятилетием он разрушался все больше и больше, и только в 1931 — 1934 гг. Эрнст Херцфельд произвел по поручению Восточного институт Чикагского университета первое обследование развалин дворца. После этого были приняты эффективные меры к предохранению остатков резиденции персидских царей от дальнейшего разрушения. Сегодня Персеполь является одним из наиболее хорошо изученных древних городов. В настоящее время его раскопки практически завершены, ведутся работы по реставрации и укреплению зданий.