Интересное о мире

Интересное о мире

Все самое интересное о мире

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

А. Венецианов, На пашне. Весна. Масло. 1820.

Третьяковская галерея

Кто не знает Третьяковской галереи, одного из самых известных музеев не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами, пользующегося огромной любовью миллионов советских людей!
Ежегодно полтора миллиона человек знакомятся с Третьяковской галереей. В ее коллекции свыше пятидесяти пяти тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, отражающих тысячелетнюю историю русского искусства, творчество выдающихся советских мастеров.

П. Федотов. Завтрак аристократа. Масло. 1849.

П. Федотов. Завтрак аристократа. Масло. 1849.

Он считал своим гражданским долгом создать портретную галерею деятелей отечественной культуры и науки. И начиная с 1860-х годов заказывал крупнейшим русским художникам В. Перову, И. Крамскому, И. Репину, Н. Ге, Н. Невреву портреты выдающихся писателей, музыкантов, композиторов, актеров, ученых.
Созданное в начале 1870-х годов Товарищество передвижных художественных выставок встречает горячую поддержку со стороны собирателя. Третьяков покупает лучшие произведения, появляющиеся на выставках передвижников.
В 1892 году П. М. Третьяков осуществил давно созревшее решение — передал созданный им музей вместе с собранием брата С. М. Третьякова, незадолго перед тем умершего, в дар Москве. По акту им было передано более тысячи двухсот картин. Третьяков оставался ее попечителем до своей кончины (4 декабря 1898 года).
В 1900 году художник В. Васнецов сделал эскиз фасада галереи в русском стиле, и через два года этот проект был воплощен в жизнь.
В Третьяковской галерее было собрано все лучшее, идейно и художественно значительное, что создано художниками того времени. Велико было ее значение не только в культурной, но и общественной жизни. Беспощадная правдивость произведений ведущих русских художников оказывала большое воздействие на общественное мнение, их полотна зачастую воспринимались как призыв к борьбе с деспотизмом и произволом, как мечта о народном счастье.
Декрет расширял масштабы деятельности музея, подчеркнув его огромное значение в развитии социалистической культуры, в деле воспитания трудящихся масс молодой Российской Республики. Собрание братьев Третьяковых — национальная сокровищница русского искусства — стало народным достоянием.

А. Пластов. Ужин трактористов. Фрагмент. Масло. 1962.

А. Пластов. Ужин трактористов. Фрагмент. Масло. 1962.

Теперь в залах «Третьяковки» появились новые зрители — рабочие и крестьяне. В музей влились многие частные коллекции, ранее недоступные широкому обозрению.
Отдел советского искусства периодически пополнялся лучшими работами художников с выставок, которые проходили с первых лет Советской власти. В том числе и произведениями художников национальных республик. Особенно широкий размах эта деятельность приобрела после Великой Отечественной войны. Так сложилось богатейшее собрание советской живописи, графики и скульптуры всех пятнадцати республик Советской страны.

Сегодня в Государственной Третьяковской галерее представлены произведения русского и советского искусства, начиная с XI века вплоть до наших дней.
Примером монументального искусства Киевского княжества может служить мозаика «Дмитрий Солунский» (около 1113 г.) из собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Изображенный на ней Дмитрий Солунский, по преданию, был в III веке нашей эры военачальником города Солуни в Македонии. В представлении художника того времени он был воплощением воинской доблести, человеческого величия.
В уникальной коллекции икон находятся два всемирно известных произведения: «Богоматерь Владимирская» (начало XII века) и «Троица» Андрея Рублева (1422—1427).

В. Перов. Тройка. Масло. 1866.

В. Перов. Тройка. Масло. 1866.

В XVIII веке на смену иконописным канонам приходит искусство, носящее светский характер. Крупнейшие живописцы и скульпторы XVIII века А. Антропов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, Ф. Шубин создают прекрасные образцы портретного жанра. Их главной задачей была углубленная характеристика изображаемого человека, передача его духовного мира. К числу лучших принадлежит лирический и одухотворенный «Портрет В. Е. Новосильцовой» кисти замечательного русского портретиста Ф. Рокотова.
Искусство начала XIX века связано с подъемом национального самосознания в русском обществе, обусловленным победой в Отечественной войне 1812 года и революционным движением декабристов. Оно отличается чертами романтической приподнятости, возвышенным восприятием человека и природы. Полно и многогранно представлено творчество крупнейших художников этой поры О. Кипренского, А. Иванова, К. Брюллова, С. Щедрина, скульпторов Н. Пименова, Ф. Толстого, И. Мартоса.
Среди портретистов этого времени почетное место занимает В. Тропинин. К шедеврам его искусства относится «Портрет сына», полный душевной теплоты и нежности.

А. Саврасов. Грачи прилетели. Масло. 1871.

А. Саврасов. Грачи прилетели. Масло. 1871.

Творчеством А. Венецианова начинается развитие бытового жанра, связанного с жизнью русского крестьянства. В галерее представлен ряд его лучших полотен, в том числе «На пашне. Весна». Это живописное повествование о скромной, неброской красоте северной весны, гармоническом единении человека с природой, поэзии крестьянского труда.
Идеалам демократического движения начала века был верен в своем творчестве П. Федотов. Он подошел к изображению бытовых сцен, развернутых в живом и драматическом действии, с тонким юмором и самокритичной наблюдательностью. В его картинах раскрываются неприглядные стороны быта и нравов русского купечества, чиновников, дворянства.
Середина XIX века в России ознаменована могучим общественным подъемом, борьбой за отмену крепостного права. Деятели русской культуры, вдохновленные идеями революционеров-демократов, создают произведения, в которых выражаются сокровенные чувства и мысли народа. Правдивое изображение действительности, беспощадность к ее темным сторонам — эти принципы определили характер искусства критического реализма второй половины XIX века.
Главой этого направления в 1860-х годах был В. Перов. Его небольшого размера жанровые картины рассказывали о бесправной судьбе женщины, беспросветной жизни крестьян, тяжкой доле детей в России. Глубоким чувством сострадания к угнетенным и обездоленным проникнута известная его картина «Тройка».
Передовые идеалы тех лет нашли последовательное воплощение в творчестве художников, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок. Организаторами его были В. Перов, И. Крамской, Г. Мясоедов, членами Товарищества являлись И. Репин, В. Суриков, В. Васнецов, И. Шишкин, Н. Ге, В. Маковский, А. Саврасов, К. Савицкий. Они стремились создать искусство, близкое и понятное народу.
Картины этих мастеров являются золотым фондом Третьяковской галереи.
Многие из видных живописцев считали для себя честью создать портрет основателя галереи Павла Михайловича Третьякова. Личная дружба связывала его с Перовым, Крамским, Репиным и другими художниками. В 1883 году И. Репин создал один из самых известных своих портретов — портрет П. М. Третьякова.
Искусство конца XIX и начала XX века широко представлено в музее. Подлинными жемчужинами коллекции являются портреты, исторические композиции В. Серова: «Девочка с персиками», портрет великой русской актрисы М. Н. Ермоловой, «Петр I», пейзажи и картины волшебного колориста К. Коровина.
Революционные события 1905 года обострили социальные противоречия в России. Они оказали существенное влияние на мировоззрение многих художников тех лет. Сложным был творческий путь яркого и своеобразного художника М. Врубеля. Его фантастический, мятежный и одинокий Демон, сказочные образы в картинах «Царевна- Лебедь», «Пан», «Фауст» выражают настроения и противоречия, свойственные некоторой части интеллигенции того времени.
Различные художественные течения в искусстве начала XX века отразились в творчестве Е. Лансере, А. Бенуа, К. Сомова, М. Добужинского, В. Борисова-Мусатова, П. Кузнецова, Б. Кустодиева, Ф. Малявина, К. Петрова-Водкина и других.

Дмитрий Солунский. Мозаика. Около 1113 г.

Дмитрий Солунский. Мозаика. Около 1113 г.

Рожденное Великой Октябрьской социалистической революцией, советское искусство наследует лучшие традиции русской реалистической школы. В творчестве советских мастеров нашла художественное отражение вся история Советского государства.
К теме Великой Октябрьской революции, образу В. И. Ленина обращались многие художники. Уникально значение Ленинианы Н. Андреева, который имел возможность работать в кабинете В. И. Ленина, рисовать и лепить его с натуры. В музее находятся широко известные картины И. Бродского «В. И. Ленин в Смольном», «Допрос коммунистов» Б. Иогансона, скульптура И. Шадра «Юноша со звездой и знаменем».
Героизмом советских людей в годы гражданской и Великой Отечественной войн вдохновлены полотна М. Грекова «Тачанка», С. Герасимова «Мать партизана», А. Лактионова «Письмо с фронта», М. Савицкого «Партизанская мадонна», И. Зариня «Песня. Латышские стрелки», Д. Налбандяна «Малая земля. Новороссийск», скульптура М. Манизера «Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская», графическая серия Д. Шмаринова «Не забудем, не простим».

В. Тропинин. Портрет сына. Масло. 1818.

В. Тропинин. Портрет сына. Масло. 1818.

Своими наиболее выдающимися произведениями в галерее представлены такие мастера, как М. Нестеров, В. Мухина, С. Коненков, П. Кончаловский, П. Корин, К. Юон, И. Грабарь, М. Сарьян, Н. Томский.
Полотна А. Дейнеки стали классикой советского искусства. Радостный труд советского человека с большой эмоциональной силой воплощен в картинах А. Пластова «Ужин трактористов», «Сенокос».
Красота родной природы, образы советских людей, созидателей нового общества, новостройки страны, жизнь обновленных городов — в центре внимания таких известных живописцев, как
В. Бакшеев, Г. Нисский, Ю. Пименов, Э. Калныньш, У. Тансыкбаев, А. Грицай, Н. Ромадин,
В. Попков, Т. Салахов, С. Чуйков, Т. Яблонская.
Музей обладает богатейшим разделом графики во всем разнообразии ее жанров. Здесь собраны лучшие рисунки, гравюры, акварели А. Остроумовой-Лебедевой, В. Фаворского, Б. Пророкова, Кукрыниксов, А. Шовкуненко, Е. Кибрика, Н. Пономарева, О. Верейского и других.
Попадая в галерею, зрители испытывают не только художественное наслаждение, но и высокое чувство гордости за свое национальное искусство, полное патриотических и гражданских устремлений, веры в торжество добра и справедливости.

А. Дейнека. Эстафета. Масло. 1947.

А. Дейнека. Эстафета. Масло. 1947.

Бродский. В. И. Ленин в Смольном. Масло. 1930.

Бродский. В. И. Ленин в Смольном. Масло. 1930.

И. Грабарь. Мартовский снег. Масло. 1904.

И. Грабарь. Мартовский снег. Масло. 1904.

М. Врубель. Царевна-Лебедь. Масло. 1900.

М. Врубель. Царевна-Лебедь. Масло. 1900.

М. Манизер. Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская. Бронза. 1942.

М. Манизер. Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская. Бронза. 1942.

М. Савицкий. Партизанская мадонна. Фрагмент. Масло. 1967.

М. Савицкий. Партизанская мадонна. Фрагмент. Масло. 1967.

Н. Пономарев. В Бенгальском заливе. Из серии «По Индии». Акварель. 1960.

Н. Пономарев. В Бенгальском заливе. Из серии «По Индии». Акварель. 1960.

С. Коненков. Нике. Мрамор. 1906.

С. Коненков. Нике. Мрамор. 1906.

Т. Салахов. Портрет композитора Кара Караева. Масло. 1960.

Т. Салахов. Портрет композитора Кара Караева. Масло. 1960.

Ф. Шубин. Портрет М. Р. Паниной. Мрамор. 1770-е г.

Ф. Шубин. Портрет М. Р. Паниной. Мрамор. 1770-е г.