Интересное о мире

Интересное о мире

Все самое интересное о мире

Искусство Итальянского Возрождения

Искусство Итальянского Возрождения

Искусство Итальянского Возрождения

Проторенессанс. Дученто.

Дученто (ит. ducento — букв, двести) — тринадцатый век. В период XII и XIII вв. Возрождение было чисто итальянским явлением. Это было время расцвета городских коммун, отхода от позднеготического канона. Центр культуры переместился из монастыря, замка и поместья в город.

Симоне Мартини. Благовещение. XIV в.

Симоне Мартини. Благовещение. XIV в.

Симоне Мартини. Гвидориччо Фолъяни. Фрагмент росписи зала Маппамондо. 1328 г.

Симоне Мартини. Гвидориччо Фолъяни. Фрагмент росписи зала Маппамондо. 1328 г.

В возникновении феномена Возрождения огромную роль сыграл особый характер городов центральной и северо-восточной Италии — Флоренции, Милана, Генуи, Пизы, Венеции и Рима. Города Италии были городами мастеров. Так, во Флоренции в мастерских цеха шерстянщиков работало около 30 тыс. человек, что составляло треть городского населения.
В первой половине XIII в. единственным очагом светской культуры и Италии был двор императора Фридриха II Гогенштауфена в Сицилии, где наряду с увлечением античностью, эпикурейской философией, математикой возникла светская поэзия на итальянском языке.

Палаццо делла Синьория во Флоренции. Начато по проекту Арнольфо ди Камбио в 1298 г

Палаццо делла Синьория во Флоренции. Начато по проекту Арнольфо ди Камбио в 1298 г

Во второй половине XIII в. в городах шла ожесточенная борьба, в результате которой владетельные сеньоры потеряли не только контроль над городами, они не имели права появляться в своих бывших владениях (горожане просто откупились от своих бывших сеньоров) под страхом смерти.
Для дученто характерно соперничество локальных школ, таких, как флорентийская, римская, пизанская, индивидуализация художественного творчества, интерес к античному искусству.

Амброджо Лоренцетти. Мадонна из Вико л'Абате. 1319 г.

Амброджо Лоренцетти. Мадонна из Вико л’Абате. 1319 г.

Скульптура Дученто

Три ведущих скульптора позднего дученто — Никколо Пизано, его сын Джованни и Арнольфо ди Камбио.
Никколо Пизано (род. около 1220/ 25-1278/1284 гг.) начал свою деятельность на юге Италии при дворе императора Фридриха II Гогенштауфена. Одним из произведений, сыгравшим значимую роль в развитии итальянской скульптуры, стала кафедра пизанского баптистерия, которая представляла монументальное сооружение, которое украшали скульптуры и рельефы с евангельскими сценами.

Никколо Пизано. Аллегория силы. Кафедра баптистерия в Пизе. 1260 г.

Никколо Пизано. Аллегория силы. Кафедра баптистерия в Пизе. 1260 г.

Никколо Пизано. Кафедра баптистерия в Пизе. 1260 г.

Никколо Пизано. Кафедра баптистерия в Пизе. 1260 г.

Архитектура дученто

Для архитектуры Проторенессанса не характерно стилевое единство, в ней сочетаются архитектурные принципы Средневековья, влияние местных школ и новые тенденции. С середины XIII в. в Италию проникает готическая архитектура, в светской архитектуре усиливается влияние романского искусства. Возводятся здания городского самоуправления, такие, как Палаццо Веккьо, Палаццо дель Подеста во Флоренции. Итальянские готические церкви строят в Сиене, Орвиетто, в конце XIII в. возводится собор Санта-Мария дель Фьоре по проекту Арнольфо ди Камбио. Для готических соборов Италии не характерен мистический подъем, их отличает величавое спокойствие, что явилось влиянием романского зодчества.

Собор в Прато

Собор в Прато

Живопись дученто

Среди ведущих художников дученто — Чимабуэ, П. Каваллини, Джотто, играющий в становлении живописи Возрождения такую же роль, как Данте в литературе.
Джотто ди Бондоне родился в 1266 или в 1267 г. Учителем его был Чимабуэ. Джотто — фресочник, находился под влиянием искусства Византии. В 90-е гг. Джотто провел в Ассизи, где принимал участие в росписи Верхней церкви Сан-Франческо. К его ранним творениям относятся фрески на тему Ветхого и Нового Завета и жития св. Франциска. Затем Джотто уезжает в Рим, где на него большое впечатление оказали раннехристианские мозаики. Во второй половине.90-х годов Джотто снова работает в Ассизи, где применяет метод, заимствованный им из практики художников-мозаичистов: на стене, покрытой толстым слоем грубой штукатурки, красной краской наносился рисунок, затем работу продолжали помощники, после чего часть нарисованной композиции вновь покрывалась тонким слоем штукатурки. Легкой штриховкой светлой охрой рисунок восстанавливался, после чего живопись выполнялась в технике фрески. Некоторые детали (орнамент, пейзаж) Джотто писал по-сухому.

Чимабуэ. Мадонна с младенцем в окружении шести ангелов. Ок. 1270 г.

Чимабуэ. Мадонна с младенцем в окружении шести ангелов. Ок. 1270 г.

В 1304 г. в Падуе Джотто приступает к росписям в капелле Скровеньи. Цикл росписей посвящен жизнеописанию Марии и Христа. Двойное посвящение храма диктовало и двойной смысл живописного цикла. Начало повествования — история родителей Марии, затем следует рассказ о рождении, детстве и юности Марии. Во втором ярусе слева представлены деяния Христа. В нижнем ярусе правой стороны показаны трагические события, начиная с «Тайной вечери».
С 1328 г. Джотто работает при дворе короля Анжуйского в Неаполе, с начала 30-х гг. во Флоренции, с 1334 г. руководит строительством флорентийского собора и начинает проектировать колокольню — кампаниллу. Затем снова работает в Милане, а перед самой смертью возвращается во Флоренцию. Джотто умер в 1337 г. во Флоренции.
Джотто впервые применил античную перспективу, светотеневую моделировку.

Джотто. Капелла дель Арена в Падуе.Интерьер. Нач. XIV в. (1303 г.)

Джотто. Капелла дель Арена в Падуе.Интерьер. Нач. XIV в. (1303 г.)

Одним из открытий Джотто является перспективное построение, которое утверждало в качестве своей основы соответствие воспринимаемой природе. Логика развития системы перспективного изображения обусловила и необходимость передачи светотени, тонально-цветовых отношений, пространственных планов. Перспективное изображение рассчитано на эффект присутствия наблюдателя, рассматривающего всю совокупность объектов со строго фиксированной точки зрения. Это был чисто человеческий взгляд на мир.

Палаццо Публико в Сиене. 1297-1310 гг.

Палаццо Публико в Сиене. 1297-1310 гг.

Старший современник Джотто Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255- 1319) — основатель сиенской живописи, чье творчество было ориентировано на византийскую традицию. Преобладающим у Дуччо является изысканный колорит и декоративизм.
Лоренцетти Пьетро (1280— 1348)—представитель сиенской школы живописи, который внес в изображения элементы реалистического мировосприятия, передавая объемное пространство интерьеров с помощью перспективы.
Искусство треченто. XIV в.

Джотто. Святой Франциск,проповедующий птицам

Джотто. Святой Франциск,проповедующий птицам

Треченто — время реготизации в искусстве Италии. Интернациональная готика явилась выражением кризисных факторов политики конца XIV в. (кризис Священной Римской империи, Столетняя война между Францией и Англией, опасность турецкого нашествия).

Джотто. Роспись алтарной арки в капелле дель Арена в Падуе

Джотто. Роспись алтарной арки в капелле дель Арена в Падуе

Экономической катастрофой стал крах флорентийских банков Перуцци в 1343 и Барди в 1346 гт. В 1348 г. «Черная смерть» вызвала волну религиозного фанатизма. Интернациональная готика в искусстве западноевропейских стран появилась около 1390 г. Тесное соприкосновение с ней обогатило итальянское искусство, впервые пробудив у художников интерес к частному, конкретному, остро-характерному. Языку интернациональной готики была свойственна хрупкость или сухощавость в изображении человека, ломкость складок, стилизованность гибких, вьющихся линий.

Дворец дожей в Венеции. XIV-XV вв.

Дворец дожей в Венеции. XIV-XV вв.

Живопись

Религиозный кризис привел к появлению в искусстве новых тем и возникновению картин нового типа — небольших алтарей для домашнего богослужения. Время и место рождения нового стиля невозможно определить точно. В Авиньоне под меценатством папского двора работали многие итальянские и французские художники, в том числе и сиенец Симоне Мартини (ок. 1284-1344). В первой трети XIV в. он создал монументальную фреску «Маэста» («Величие») для зала Большого совета Палаццо Публико в Сиене, напротив поместив портрет кондотьера Гвидориччо да Фольяно. Мартини воплощал в своем творчестве дух уходящего рыцарства, «осени Средневековья». Ему принадлежат сцены из жизни св. Мартина, покровителя воинов.

Джотто. Встреча Марии и Елизаветы Дуччо. Благовещение. 1308-1311 гг.

Джотто. Встреча Марии и Елизаветы Дуччо. Благовещение. 1308-1311 гг.

Миниатюра становится самым значительным жанром живописи конца XIV — начала XV вв., так как в широких кругах возникло стремление к интимизации религиозной жизни.
В живописи треченто создателем нового для итальянской живописи образа Мадонны, царственно-величавой и одновременно полной нежных материнских чувств, стал Амброджо Лоренцетти (ум. 1348). Лоренцетти — один из крупнейших живописцев эпохи треченто, представитель сиенской школы, однако много работавший во Флоренции, постоянно проявлявший интерес к античности, самостоятельно разработавший проблему прямой перспективы. Главная работа — многоплановая композиция «Доброе и злое правление и их последствия».

Пьетро Лоренцетти. Снятие с креста. Фрагмент росписи капеллы Орсини. 1320-1330 гг.

Пьетро Лоренцетти. Снятие с креста. Фрагмент росписи капеллы Орсини. 1320-1330 гг.

Лоренцетти отказался от схематизма в изображении природы, показывал природу Тосканы с покрытыми виноградниками склонами, морскими заливами.

Архитектура

Сооружение монументальных резиденций коммунальных властей — специфическая черта итальянской архитектуры. Дворцы оставались на протяжении XIV в. главной целью городской застройки: примыкающие к ним площади служили местом официальных церемоний и народных празднеств, а их облик был призван воплотить идею величия города. Отсюда их колоссальные размеры: дозорная башня флорентийского Палаццо Веккио поднимается на 94 м.
В строительство Палаццо флорентийцы вкладывали особый смысл: оно было построено на месте стертого с лица земли замка рода Уберти. Парадный зал Палаццо делла Раджоне в Падуе был перекрыт в 1306 г. уникальным по размерам Коробовым сводом.

Мастер «Триумфа смерти». Роспись в Кампосанто в Пизе. XIV в.

Мастер «Триумфа смерти». Роспись в Кампосанто в Пизе. XIV в.

Крупнейшим архитектором треченто был Арнольфо ди Камбио (ок. 1245-1310), который учился у Николло Пизано. Работал во Флоренции, где начал сооружать церковь Санта-Кроче и Палаццо Веккьо, и в Риме. С 1284 г. работал во Франции, где и приобрел известность.
Скульптура
Скульптура треченто обособляется от стены, получает самостоятельное существование в отдельных монументальных ансамблях, церковных кафедрах, надгробных памятниках, городских фонтанах. Новые тенденции в скульптуре наметились раньше, чем в архитектуре и живописи.
У бургундского герцога Филиппа Смелого в Дижоне работал крупнейший скульптор эпохи Клаус Слютер.